Ревизия лужковского наследия

04.02.2011, 19:07

Видеосюжет: Евгений Голованов
Видео программы «Сегодня»

Счетная палата, как и обещала, представила уточненные результаты проверки того, как в последние три года в Москве тратили деньги на транспорт.

Сегодня Счетная палата, как и обещала, представила уточненные результаты проверки того, как в последние три года в Москве тратили деньги на транспорт. Сумма выявленных нарушений не нуждается в дополнительных эпитетах: 215 миллиардов рублей, или более 7 миллиардов долларов.

В очередной раз, но впервые на таком официальном уровне, подтверждено: километр московских дорог — и наземных, и подземных — самый дорогостоящий в мире. При том что геологически Москва — далеко не самый сложный регион, да и рабочая сила здесь — не самая дорогая на планете. Экс-мэр Юрий Лужков уже назвал результаты этой проверки «политическим заказом».

Подробности — у корреспондента НТВ Евгения Голованова.

В этом отчете Счетной палаты цифры с шестью нулями — большая редкость. Здесь все по-крупному. В целом — 215 миллиардов государственных рублей. Это примерно треть всех денег, выделенных на развитие и содержание транспортной системы столицы за последние три года. Именно этот временной пласт срезали аудиторы.

Сергей Рябухин, аудитор Счетной палаты РФ: «Сумма итоговая — она, конечно, большая. И она шокирует. Это беспрецедентно. У нас таких объемов не было. По Московской области в прошлом году, вы помните, 89 миллиардов по совокупности нарушений. Мы думали, это предельная сумма нарушений. А здесь мы немножко растерялись».

Сергей Рябухин сразу оговаривается — это не разворованные деньги. Здесь уместнее более щадящая формулировка — освоенные с нарушениями. А нарушали, судя по цифрам, на каждом шагу. В первую очередь при госзакупках — аж на 117 миллиардов.

Строили и дороги, и инфраструктуру без проведения обязательных конкурсов и тендеров. Как бог на душу положит, и зачастую с завышением сметы. Например, на строительство каждого километра Митинско-Строгинской ветки уходило на 372 миллиона больше, чем требовалось.

Виктор Двуреченских, председатель Контрольно-счетной палаты г. Москвы: «Когда принимается решение, где строить станцию, нужно анализировать по совокупности всего, чтобы определиться, нужно ли здесь строить. С превышением на 220 процентов от средних показателей построена станция Кожуховская. 220 процентов!»

А ведь финансовую деятельность метрополитена проверили впервые за всю его многолетнюю историю. Ранее закон не позволял. Еще накануне в ряде СМИ уже появилась информация об увольнении главы столичного Метрополитена Дмитрия Гаева. Как выяснилось, рано.

Еще одна громкая статья проверки — деятельность авиакомпании «Атлант-союз». На ее содержание под видом субсидий списывались немалые средства.

Сергей Рябухин, аудитор счетной палаты РФ: «Бюджетный кредит в 830 миллионов рублей предоставлялся авиационной компании „Атлант-союз“ на приобретение воздушных судов. Воздушные суда не были приобретены, деньги были израсходованы на другие цели».

В целом в авиационно-транспортный комплекс столицы было закачено до 10 миллиардов рублей. Это тоже не целевое расходование средств.

И под занавес пресс-конференции ее участники лаконично подытожили: все эти нарушения стали возможны потому, что транспортный комплекс столицы живет не как единый организм. Финансовые потоки, по сути, никто не контролировал. За дороги отвечали одни, за транспорт — другие и так далее. Вот уж действительно, у семи нянек дитя без глазу.

Помимо оглашения диагноза, то, какими финансовыми недугами страдаем мэрия столицы, в Счетной палате заявили, что знают и меры профилактики, и лекарство, и даже будут рекомендовать их к применение. Все финансовые операции проводить исключительно через казначейство. А результаты аудиторской проверки будут направлены в правительство, мэру Собянину, который и инициировал ее, и в Генеральную прокуратуру.

Читайте также