Как провожают самолеты: Ту-134 выполнил последний рейс

22.05.2019, 16:01

Видеосюжет: Андрей Гордеев
Видео программы «Сегодня»

Сегодня последний самолет Ту-134 отправился в свой заключительный рейс. Из Мирного он вылетел в Новосибирск, где займет место в музее.

Этот последний в гражданской авиации борт впервые взлетел почти 40 лет назад, в 1980-м, в латвийском авиаотряде советского «Аэрофлота». После распада Союза летал в местной авиакомпании Latavia, потом несколько месяцев был в лизинге в Нигерии и вернулся в Россию, где его перестроили для бизнес-перевозок. В 1998 году лайнер на год арендовала Алла Пугачева для гастрольного тура по стране, и ТУ-134 летал с надписью «Алла» на борту. А в 2000-м попал в «Алросу», где ему вернули обычный салон, и где он дослужился до пенсии.

Алексей Корниенко, командир ТУ-134 авиакомпании «Алроса»: «Мы, когда приходим на работу, к нему не как к железяке относимся. Мы к нему относимся, как к человеку. У него есть душа. И он никогда не подводит».

Маленькая «тушка» появилась на свет с подачи Никиты Хрущева. Он полетал во Франции на новенькой «Каравелле», поразился тишине в салоне и позвал на разговор конструктора Андрея Туполева: мол, а мы так можем? Несколько лет спустя Ту-134 поднялся в небо и действительно стал тише — для своего времени, разумеется. Этого удалось добиться за счет смещения двигателей к хвосту самолета. Впрочем, двигатели имели и еще одну особенность, принципиальную для условий, в которых предполагалось эксплуатировать лайнер.

Владимир Ригмант, директор музея А. Н. Туполева: «Тут еще маленький нюанс. Двигатели оказывались достаточно высоко над полосой. На Западе моют полосу щеткой и водичкой. У нас же это было не принято, и часто какая-нибудь дрянь попадала в двигатели».

Совершив первый рейс по маршруту Москва — Адлер в 1967 году, самолет где только не летал. В его биографии, кстати, немало и актерских работ: вот он в «Иронии судьбы…» летит из Москвы в Ленинград. А вот в «Приключениях итальянцев в России» садится на автостраду. Под дорогу, конечно, замаскировали взлетную полосу.

Но есть в истории Ту-134 и трагические страницы. Одна из последних крупных катастроф с его участием — крушение при посадке в Петрозаводске, в 2011-м. Тогда погибли 47 человек. И хотя в этом случае, как и в большинстве других, главной причиной трагедии стал пресловутый человеческий фактор, в авиакомпаниях понимали: как ни крути, а лайнер свое отслужил. Крупные перевозчики отказались от него еще в начале нулевых. Главным образом из-за экономических соображений — слишком большой расход топлива и новых европейских нормативов по шуму, которые 134-й давно не проходит.

Накануне финального рейса самолет отмыли до блеска, заправили, загрузили на борт питание и багаж. Летчики не любят слово «последний», заменяя его «крайним» из суеверия. Но к этому перелету не подберешь синонимов.

И хотя три часа до Новосибирска пролетели быстро, но запомнятся надолго: когда еще на этом маршруте предложат шампанское, а бортпроводники будут развлекать пассажиров интеллектуальными играми?

Маргарита Фёдорова, пассажир рейса Мирный — Новосибирск: «Такой сюрприз! Да и команда активная! И вопросы интересные. Хоть и мало знаешь об авиации, а все равно что-то отвечаешь».

Но вот самолет нырнул в белоснежное облако, вздрогнул, будто проделывал это впервые. В иллюминаторе появились очертания большого города, лайнер начал снижаться, коснулся полосы, пробежал по ней, искупался в водяной арке — такую встречу ему устроили — и зарулил на стоянку. «Наш рейс завершен, спасибо, что летели с нами», — сказал командир и откинулся в кресле.

Владимир Красовский, бортмеханик Ту-134: «Повезло самолету, на металлолом его не порежут и не сделают из него пивные банки. А будет в музее, можно будет к нему приходить, внукам показывать — вот на этом самолете я работал».

И тут журналистский штамп «ушла эпоха» пришелся бы очень кстати. Она теперь точно ушла, и проводили ее красиво.

Читайте также