«Жепа» — лицо спального района

29.01.2011, 08:14

Видео программы «Сегодня»

Красноярским ценителям современного искусства показали нечто под названием «Жепа».

Красноярским ценителям современного искусства показали нечто под названием «Жепа». «Жепа» — это, по версии автора, то, где сегодня живут многие и многие миллионы его сограждан, это то, из чего складывается лицо спальных районов больших городов, таких, как «Город 24». В прогулку по нему отправилась корреспондент НТВ Татьяна Панихина.

Посетителей выставки современного искусства встречает 120-метровая автомобильная пробка. Такую картину каждый день видят горожане, простаивая в дорожных заторах. Красноярский художник Александр Суриков три года смотрел на город из окна автобуса (своей машины у него нет) и много рисовал. Зрители могут узнать свои автомобили по номерам. Код Красноярска дал название этой серии работ — «Город 24».

Александр Суриков, художник: «Мне было интересно показать обыденные вещи, на которые мы каждый день смотрим, которые уже намозолили глаз. Показать их несколько с другой стороны, чтобы люди посмотрели и увидели: да, в этом что-то интересное есть уже».

Совершенно сознательно автор забыл все, чему учился в художественном институте. Он создает на холсте свой город, смешивая краски со строительным материалом — песком и цементом. Серию фасадов типовых многоэтажек Суриков назвал придуманным им самим словом «Жепа миофибрилла». Посетители гадают, что бы это значило — неизвестное французское выражение, или в слове опечатка?

Сергей Ковалевский, заместитель директора Красноярского музейного центра по проектно-исследовательской работе: «Автор рисует с натуры абстракцию. Обычно это делается наоборот. Художник смотрит на натуру, как Кандинский все это начинал, и постепенно очищает ее от случайных черт, выделяя, видимо, как Малевич, квадрат черный. А здесь — море этих черных квадратов, в которых потом должны поселиться наши с вами сограждане».

Кураторы выставки заселили «Город 24» с помощью известного швейцарского фотографа Пьера Анри. Вот и он сам, прикрытый только листком газеты. Студентов, журналистов, пенсионеров, рабочих и бизнесменов, известных и обычных жителей Красноярска Анри сфотографировал еще в 1998 году, но горожане увидят себя впервые.

Михаил Шубский, директор Красноярского музейного центра: «Пьер Анри этот проект возил по всему миру, завез в Африку, по-моему, Мозамбик, где не было ни места, ни выставочного зала, а просто какие-то глинобитные дома. И вот на стенах глинобитных домов висела наша выставка».

Напротив портретов горожан — фотографии самых известных артобъектов, которые были созданы в Красноярске за последние 18 лет. Музейщики объединили три выставки под одним общим названием «Лицевая изнаночная сторона».

Авторы фиксируют повседневную жизнь современного города. В отличие от классических музеев, у Музея современного искусства нет своего хранилища. Большинство экспонатов сохранились только на фотографиях, как знак бесконечности с последней музейной биеннале «Даль». Горожане разобрали произведения искусства на дрова.

Читайте также