Электричка обойдется в копеечку

24.01.2011, 21:05

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Стоимость проезда в пригородных поездах в Ленобласти вырастет на 50 процентов, а нерентабельные направления закроют.

Стоимость проезда в электричках в Ленинградской области в феврале вырастет на 50 процентов. И это неединственная неприятная новость. Железная дорога закрывает движение на нерентабельных направлениях.

Жертвами первой оптимизации уже стали жители поселка Красная Горка, куда пригородные поезда больше не ходят. При этом власти региона утверждают, что объективных предпосылок для подобных действий нет и обвиняют железнодорожников.

Аргументы выслушал корреспондент НТВ Виктор Черногуз.

На то, чтобы объяснить грядущий скачок тарифов, у Павла Михайловича и Николая Павловича ушло почти полтора часа. Хотя суть разногласий можно выразить одной фразой. Чиновники Ленобласти подозревают: компания-перевозчик ведет себя не слишком корректно по отношению к региону.

Павел Березовский, председатель комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области: «Зачем сегодня снижать какую-то себестоимость, если мы в перспективе получим бюджетные деньги. И за счет этого обеспечим себя конкуренцией. Мы считаем, что эту конкуренцию так устраивать нельзя. Компания должна за счет своих собственных ресурсов оптимизировать свои затраты».

Конфликт, тлевший еще с прошлого года, на поверхность вышел только сейчас. Но был предопределен. По статистическим данным, за прошлый год пассажиропоток в области уменьшился на 40 процентов. А расходы на перевозки выросли на столько же.

Павел Березовский, председатель комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области: «В результате затрат и снижения пассажирооборота мы получаем рост конечного тарифа на 57,6 процента».

Получается, что расходы перевозчика компенсируют за счет пассажиров, которые уже с 1 февраля будут платить за билеты вполовину больше. Что означает неминуемый рост социальной напряженности.

Областные власти намекают: все дело в посреднике, оказавшемся между железной дорогой и пассажирами. Являясь дочерней компанией ОАО «Российские железные дороги», он действует исключительно в интересах самих железнодорожников.

По данным чиновников, структура расходов перевозчика выглядит следующим образом. Две трети средств направляется на оплату услуг, предоставляемых «Российскими железными дорогами». И только чуть больше 20 процентов тратится на работу самой Северо-западной пригородной пассажирской компании, зарплата сотрудников которой — всего десятая часть от общей сметы. Такое распределение расходов вызывает как минимум недоумение у членов правительства Ленинградской области.

Вот как выглядит сама система организации пассажирских перевозок. «Российский железные дороги» сдают в аренду подвижной состав, перроны, рельсы, в общем, все. Перевозчик оказывает транспортные услуги и подсчитывает свои расходы.

Которые можно компенсировать или за счет бюджета или за счет граждан. Ленобласть пошла по второму пути, посчитав: в условиях, когда главный акционер компании-перевозчика само РЖД, сколько ни плати, все мало будет.

Николай Янченко, и. о. председателя комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области: «Те договорные отношения, которые заключены между перевозчиком и их родной „матерью“ РЖД, которые возросли в этом году как раз на ту сумму, полтора миллиарда, чтобы держать нас на веревочке. Согласись на погашение бюджета, это будут убытки. И убытки никогда не исчезнут».

Искать правды в Ленинградской области собираются с помощью прокуратуры, куда уже написано заявлено. Сами же региональные чиновники сегодня пообещали начать усиленно развивать другие виды транспорта. Чтобы снизить зависимость от железной дороги.

Николай Янченко, и. о. председателя комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области: «Мы вынуждены будем это развивать. Автобусное движение у нас довольно развито. Мы будем его просто усиливать, и перевозчики к этому потенциально готовы. Но никогда субъект не скажет, что пригородного движения железнодорожного транспорта не должно быть или оно себя изжило».

Несложно предсказать, что резкий рост тарифов приведет к тому, что ездить на железных дорогах будут меньше. Значит, снизятся доходы и придется опять повышать цены. Почти замкнутый круг. Выход из которого пока никак не могут найти чиновники и бизнесмены-железнодорожники. И пока продолжаются эти переговоры, платить за все будут обычные пассажиры.

Читайте также