Россиянам продают отходы под видом полезных продуктов

21.04.2019, 18:03

Видео программы «НашПотребНадзор»

Очистки, отбросы, шелуха — какие отходы нам продают под видом полезных продуктов? Что во Франции отправляют в канализацию, а в России продают дороже молока?

Есть производители, которые делают деньги из того, что каждый из нас считает бестолковым мусором. Взять, например, шелуху от семечек. Это нас с вами она раздражает — рассыпается, руки пачкает. А для кого-то это — черное золото. Всего-то и надо — вывезти ее со свалки завода по производству подсолнечного масла, где ее тонны, утрамбовать в брикеты и продавать отъезжающим на пикники под видом модного экологичного топлива. И ведь она действительно горит в пять раз лучше дров.

То же самое с гречихой. Ее несъедобной шелухой набивают подушки и продают по 500 рублей за штуку. То есть дороже самой гречки. И такие примеры смекалки все чаще стали объявляться в продуктовом отделе. Причем иногда это хитрость на грани мошенничества.

Каскара

Кофейную шелуху под названием каскара обычно выкидывают. Однако корреспондент НТВ отыскал каскару в столичных кафе. Владельцы российских кофеен уверяют, что каскара незаслуженно обделена вниманием. Она мягче кофе, аромат тоньше, и вся польза кофе — именно в ней.

Но почему-то, например, в Португалии, которую называют страной с ароматом кофе, колонией которой была Бразилия — крупнейший производитель кофе, об этой шелухе совсем другого мнения. Там ее считают мусором. В списке европейских пищевых продуктов каскара вообще не значится. Продать ее можно только кофейным дилетантам, объясняют португальцы.

Сыворотка

На людей, которые пьют молочную сыворотку, французы посмеиваясь косятся. И потому во французских магазинах нет из нее напитков, а в России это хит продаж. Шестьдесят рублей за бутылку. То есть почти 200 рублей литр. Это дороже молока. Есть сыворотка в составе шоколада, выпечки, печенья, конфет. Так неужели французы просто не раскусили полезный ингредиент?

Доминик Верньоль, фермер, сыродел: «По-французски это называется „маленькое молоко“. Да, это можно пить. Стаканчик полезен для пищеварения. Но если мы будем эту жидкость собирать, хранить и куда-то добавлять, то она себя не окупит».

А в России сыворотка не только себя окупает, но и приносит баснословную прибыль. Ведь если небольшие фермерские хозяйства легко с ней прощаются, потому что реальную цену ей знают, то молочные фабрики-гиганты, перерабатывающие десятки тонн молока ежедневно, производящие сыр и творог, берут сыворотку в бизнес.

Из сыворотки выпаривают всю жидкость, и остается порошок вроде сухого молока. Производители, например, шоколада, законно могут заменять сухой сывороткой до трети сухого молока без нарушения технологий. Такая «экономия» не лучшим образом сказывается на вкусе, но определит это лишь знаток. Зато себестоимость падает на 20 процентов. Парадокс в том, что для большинства россиян, уверяют маркетологи, «сухое молоко» звучит менее аппетитно, чем «молочная сыворотка».

Мезга

Мезга — еще один популярный способ утилизировать отходы с максимальной прибылью. Один из самых успешных пищевых шлягеров. Содержимое бутылки максимально сильно похоже на свежевыжатый сок. Но если прочитать внимательно, то доля сока внутри — 10%.

Остальные 90% — обычная вода, умело маскирует которую мезга — пустые оболочки пузырьков с соком внутри апельсинов, например. После отжима сока пустотелые прозрачные клетки крупные производители соков раньше выбрасывали, но растущий спрос на фреши подсказал решение лучше. Такие напитки есть лишь в линейке компаний, которые делают много 100-процентных соков.

Читайте также