Творчество как лекарство

23.01.2011, 08:11

Видео программы «Сегодня»

В израильских домах престарелых пользуется большой популярностью особый вид терапии — резьба по дереву.

В израильских домах престарелых пользуется большой популярностью особый вид терапии — резьба по дереву. Пожилые люди создают скульптуры и барельефы под руководством профессионального художника. С ним пообщался корреспондент НТВ Руслан Гусаров.

Шесть дней в неделю израильский художник Саша Галицкий из подмосковных Люберец проводит в дороге. Саша любит жизнь и ее движение и свою роль в этом очень философском на его взгляд процессе.

Саша Галицкий, художник: «Я художник-передвижник такой, в буквальном смысле. В общем, езжу все время».

Каждый день Саша приезжает в израильские дома престарелых, где он дает уроки рельефной резьбы по дереву для бабушек и дедушек — тем, кому уже далеко за 70, а то и под 100 лет. Многие из этих людей прошли нацистские лагеря, строили и защищали Израиль, и сейчас не желают просто лежать на диване или сидеть в инвалидной коляске, а хотят действовать и творить.

Саша Галицкий: «Ай да казак. Был сильным да? Он воин у меня, воин, с ним надо аккуратнее, он воюет все время, до сих пор еще».

Свой проект резьбы по дереву и работы со стариками Саша Галицкий назвал «Деревенеющие». Впрочем, никакого пессимизма и мрачного смысла искать не стоит. Просто философский взгляд художника на жизнь. Точнее, на ее неизбежный этап.

Пройдя земную жизнь, полную событий, тревог, опыта и впечатлений, люди на склоне лет, как считает Саша Галицкий, попадают в некую деревенеющую воронку. В ней есть таинство, которое Саша через искусство рельефной резьбы по дереву пытается познать вместе со своими стариками, ощущая в руках дерево и образно проходя сквозь кольца его и своей жизни.

Корреспондент: «А что происходит в воронке?»
Саша Галицкий: «В воронке происходит какой-то процесс, во-первых, наверное, моего урока. Во-вторых, они приходят, приходят на уроки, а потом в конце концов они исчезают, мои пациенты, мои клиенты, мои студенты моего последнего класса. В общем, как они сами говорят, оттуда еще никто не вернулся, значит, там хорошо».

Специальная подставка, кусок доски, стамеска и деревянный молоток. В этих уже не таких сильных, но при этом много повидавших на своем веку руках нехитрый набор резчика дает возможность каждому испытать новые ощущения, почувствовать себя художником, вернуться в детство, реализовать давние мечты. Кто-то старательно вырезает портреты родителей, кто-то запечатлевает себя в молодости. Особой популярностью пользуется тема юности и любви.

Саша Галицкий: «Они никому не должны ничего. Они выстроили свою карьеру, у кого более удачно, у кого менее. Им не нужны деньги как средство существования. Основа очень честная, потому что они делают то, что хотят».

В деревенеющих руках стариков Саши Галицкого твердая доска становится податливой, а уроки резьбы — словно курсы искусства терапии. При этом художник признается: с этими жизнелюбивыми и неуемными еврейскими бабушками и дедушками он сам чувствует себя учеником на уроке любви к жизни, а возвратившись домой, с нетерпением ждет очередного занятия.

Читайте также