Вопреки грифу «Разглашению не подлежит»

19.01.2011, 13:01

Видео программы «Сегодня»

Одной из самых обсуждаемых новостей стала публикация всех переговоров авиадиспетчеров аэродрома Северный под Смоленском.

Одной из самых обсуждаемых новостей сегодня стала публикация всех переговоров авиадиспетчеров аэродрома Северный под Смоленском, где в апреле прошлого года потерпел крушение ТУ-154 польской делегации во главе с президентом Лехом Качиньским. Полную расшифровку записей разместил на своем сайте Межгосударственный авиационный комитет, занимавшийся расследованием причин трагедии.

Как следует из стенограммы, российские диспетчеры предупреждали экипаж «борта №1» о плохих метеоусловиях. Но командир лайнера не прислушался к этим рекомендациям. Во время сеансов радиосвязи оперативный дежурный не раз сообщал полякам о сильном тумане и практически нулевой видимости в районе аэродрома. В течение нескольких минут руководитель полетов пытается выяснить, где все-таки будет садиться польский лайнер, и попросил быть готовым уйти на второй круг.

10:23:45 Диспетчер 1: «Остаток топлива запроси».
10:23:46 Диспетчер 2: «Polish Foxtrot one zero one, остаток топлива, топлива сколько у вас?»
10:23:54 Польский борт №1: «Осталось 11 тонн».
10:23:57 Диспетчер 1: «До Внуково хватит, запасной аэродром…»
10:23:59 Диспетчер 2: «Запасной аэродром у вас какой?»
10:24:03 Польский борт №1 «Витебск, Минск».
10:24:06 Диспетчер 1: «Витебск, Минск».
10:24:08 Диспетчер 2: «Витебск, Минск, правильно?»
10:24:10 Польский борт №1: «Правильно поняли».
10:24:13 Диспетчер !: «Надо его угонять».
10:24:13 Диспетчер 1: «Ты подскажи, у нас условий нет, видимость…»
10:24:21 Диспетчер 2: «Papa Lima Foxtrot one zero one, на „Корсаже“ туман, видимость 400 метров».
10:24:32 Польский борт №1: «Я понял. Дайте, пожалуйста, метеоусловия».
10:24:36 Диспетчер 1: «Давай туман, видимость давай».
10:24:39 Диспетчер 2: «На „Корсаже“ туман, видимость 400 метров. four zero zero meters».
10:24:48 Польский борт №1: «Температура и давление, пожалуйста».
10:24:50 Диспетчер 2: «Температура +2, давление 745, 7–4-5. Условий для приема нет».
10:25:01 Польский борт №1: «Спасибо, но если возможно, попробуем подход. Если не будет погоды, тогда отойдем на второй круг».
10:25:09 Диспетчер 1: «Какой позывной?»
10:25:10 Диспетчер 2: «1–0-1».
10:25:11 Диспетчер 1: «1–0-1, после контрольного захода у вас топлива хватит на запасной?»
10:25:17 Польский борт №1 : «Хватит».
10:25:18 Диспетчер 1: «Я вас понял».
10:25:22 Польский борт №1: «Разрешите дальше снижение, пожалуйста».
10:25:24 Диспетчер 2: «1–0-1, с курсом 40 градусов, снижение 1500».
10:25:31 Польский борт №1: «1500 с курсом 40 градусов».
10:25:44 Диспетчер 2: «Диспетчер».
10:25:49 Диспетчер 2: « Диспетчер».
10:25:53 Диспетчер 2: «Диспетчер».
10:25:54 Диспетчер 3: «Ответил».
10:25:56 Диспетчер 1: «Анатолий Иванович, это Вы, да?»
10:25:58 Диспетчер 3: « Да, я».
10:25:59 Диспетчер 1: «Значит, делает контрольный заход, решение командира, делает контрольный заход до высоты принятия решения 100 метров, уход, готовность Минска, Витебска, на запасной путь запросят».
10:26:11 Диспетчер 3: «Принял».

В последние минуты польскому экипажу в радиоэфире сообщают, что погодные условия стали еще хуже, видимость в районе аэродрома всего 200 метров и даже меньше. Но командир самолета все же решил садиться. Далее прозвучала команда «уходить на второй круг», ее повторили трижды, но экипаж больше на связь не выходил. А еще через три минуты стало ясно, что самолет разбился.

Публикация полного текста переговоров диспетчеров с польским экипажем подтверждает выводы МАК о причинах авиакатастрофы. Такое мнение высказал в интервью телекомпании НТВ известный летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев. Он 15 лет летал на Ту-154 и испытывал его в самых опасных режимах.

Магомед Толбоев, летчик-испытатель, Герой России: «В данной ситуации вся вина на стороне именно экипажа. Экипаж допустил роковую ошибку — они не установили давление 760, которое было на эшелоне, на давление аэродрома. Они уже заранее шли на гибель. Они были ниже глиссады 170 метров.

В данной ситуации полностью это вина польской стороны. В первую очередь, это организация полетов. Погода может ухудшиться в течение 10–15 минут, особенно в зимний сезон. Поэтому надо быть готовым к этому. Им говорили, их же экипаж Як-40 говорил, но никто ни к кому не прислушивался».

На документах, которые опубликованы в Интернете, стоит гриф «не подлежит разглашению». Но, как сообщили в МАКе, российская сторона пошла на такой беспрецедентный шаг, чтобы опровергнуть заявление Польши о том, что на российских диспетчеров оказывалось какое-либо давление.

Сегодня же в польском сейме пройдет специальное заседание, посвященное расследованию причин авиакатастрофы, сообщает НТВ.

Читайте также