Ключ к психологическому театру Чехова

18.01.2011, 21:09

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В «Балтийском доме» идут последние репетиции спектакля «Чайка» режиссера Йонаса Вайткуса.

Сегодня исполнилось бы 75 лет талантливейшему ленинградскому режиссеру Геннадию Опоркову. Один из самых известных его спектаклей — «Чайка». И так совпало, что как раз в эти на бывшую сцену «Ленкома» — ныне театр «Балтийский дом» — возвращается чеховская пьеса. Сейчас идут последние репетиции перед премьерой.

О легендарной и современной постановке — корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Сам автор говорил о своей пьесе так: «Четыре акта, пейзаж с видом на озеро, много разговоров о литературе, мало действия и пять пудов любви». На самом деле, Чехов, создав «Чайку», дал режиссерам и актерам загадку на 100 лет вперед. Нынешний звездный состав спектакля не собирается ничего разгадывать. Они будут просто рассказывать о великой тайне великого драматурга.

На этих подмостках театр в театре уже разыгрывают третий раз. До Йонаса Вайткуса самой знаменитой стала «Чайка» Геннадия Опоркова.

Старая видеозапись передает пронзительную и очень личную интонацию режиссера. В беззвучном диалоге Аркадиной и Треплева ярко выражены эмоции персонажей. Это было уже второе обращение Опоркова к «Чайке» в 1982 году, когда мастер поставил пьесу на малой сцене с Зиганшиной в главной роли.

Сегодня Йонас Вайткус ставит совершенно непохожую ни на что «Чайку». Его театр в театре — это яркая буффонада. Аркадина появляется в костюме танцовщицы кабаре.

Йонас Вайткус решил произвести своим спектаклем такое же впечатление на зрителя, какое произвели еще первые постановки чеховской пьесы.

Йонас Вайткус, режиссер-постановщик: «Ведь это усадьба, в которой происходят очень аморальные вещи. Она как бы в осаде. Сюда не приходят зрители из других усадеб. Потому что они считают, что на людей, которые сочлись без брака, без церкви, на усадьбу, где разыгрываются всякие богемные вещи, в то время с опаской смотрели».

В этот неожиданный проект без оглядки вписались сразу два литовских актера, которые хорошо знакомы зрителям всего бывшего Союза. Йозас Будрайтис объясняет: так просто совпало, закончились полномочия посла. Он уже не в первый раз круто меняет жизнь. Так же неожиданно когда-то пришел в кино, имея юридическое образование.

Йозас Будрайтис, народный артист Литовской Республики, исполнитель роли Петра Сорина: «Я скажу откровенно, что я неуч, потому что профессиональному делу не учился. У меня никакой школы нет, кроме того, что самоучка. Я следую только своей интуиции».

В отличие от Йозаса Будрайтиса, Регимантас Адомайтис, пройдя обучение по Станиславскому, предпочитает школу Михаила Чехова. Племянник великого драматурга, по мнению актера, помогает идеально приблизиться к образу.

Регимантас Адомайтис, народный артист СССР, исполнитель роли Дорна: «Ставь себя в эти обстоятельства, переживай. Михаил говорит: „Расскажи“. Все естественно само собой, когда человек рассказывает, он тоже переживает».

Первый прогон со светом и костюмами показал, что театральные сцены в нынешней постановке напоминают дивный сон чеховских героев. Актеры сами не ожидали весьма неординарного воплощения наяву фантазий художника и режиссера. Если такое прочтение понравится зрителям и критикам, то, значит, Вайткус нашел идеальный ключ к психологическому театру Чехова.

Читайте также