Видео программы «Итоги недели»
В Вильнюсе прошел суд над советскими военными, которых обвинили в преступлениях против человечности. Судили тех, кто в январе 1991 года разгонял толпу, штурмовавшую Вильнюсскую телебашню. Тогда погибли 14 демонстрантов.
Официальный Вильнюс трактует события 13 января 1991 года как агрессию против независимого государства. Здесь считают, что уже на тот момент Литва была отдельной самостоятельной страной, где военнослужащие «преследовали граждан по политическим и национальным мотивам, лишали их свободы и подвергали пыткам».
Для полковника в отставке Юрия Меля литовские прокуроры требовали пожизненное. Но в итоге предъявили только протараненный забор у телецентра. Решение суда семь лет лишения свободы. Геннадию Иванову, которого вообще не было у здания телецентра, «за компанию» дали четыре года. Еще 65 человек приговорили к срокам от пяти до 15 лет заочно. В том числе десять лет дали Дмитрию Язову, бывшему министру обороны СССР.
Между тем эксперты установили: люди гибли от ранений из снайперских винтовок и охотничьих ружей. Ничего подобного на вооружении советских солдат не было. Зато было у противоположной стороны. Так, в первые минуты штурма десантнику Евгению Гаврилову под ноги прилетела граната. Избежать ампутации удалось чудом вовремя сделали операцию. А вот к раненому лейтенанту «Альфы» Виктору Шатских скорую не пропустили.
Убийца лейтенанта не известен до сих пор. Как не установлено, кто именно расстреливал протестующих. Об этом заявили и в Следственном комитет России, там начали расследование о незаконном преследовании россиян.
Светлана Петренко, представитель СК РФ: «Необходимо подчеркнуть, что на момент решения о направлении дела в суд
Аудрюс Буткявичюс, участник националистического движения «Саюдис» один из тех, кому приписывают провокации во время штурма и обвиняют в так называемых «сакральных жертвах».
Аудрюс Буткявичюс, самопровозглашенный министр обороны Литвы в 1991 году: «Это была ненасильственная оборона, теоретические основы которой заложил профессор Джин Шарп. Я с ним связался и начал строить метод нашей защиты. Когда вводятся в мирный спящий город танки о чем мы еще говорим? Вы понимаете, что образ советских военных и их действий, которых не было ни в Будапеште в
Буткявичюс признается он делал картинку для западных СМИ, но на вопрос, кто же стрелял в людей пожимает плечами.
Никто из бывших военных своей вины не признал. Адвокаты Меля и Иванова готовят апелляции. Тем временем президент Литвы Даля Грибаускайте назвала этот процесс историческим. Он и правда вошел в историю, только иначе как первый опыт цветных революций по методике Джина Шарпа.
Читайте также
- Постановочные фото и закрытый процесс: как судили бывших советских военных в Литве
- В Госдуме назвали процесс над
экс-министром обороны СССР в Литве политическим судилищем - Снос памятников и запрет георгиевских лент: кому и зачем выгодно «забывать» историю
- Снос памятника Пятрасу Цвирке в Литве: писателю припомнили коммунистические взгляды
- ФСБ рассекретила данные о процессе над японскими
«биологами-убийцами» - В Латвии хотят обвинить советскую власть в геноциде