Президент требует проверить чиновников

13.01.2011, 19:05

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео программы «Сегодня»

Медведев дал Генпрокуратуре и Государственной налоговой службе три месяца, чтобы проверить достоверность деклараций о доходах чиновников.

Сегодня Дмитрий Медведев дал Генпрокуратуре и Государственной налоговой службе три месяца на то, чтобы проверить достоверность деклараций о доходах чиновников и продумать наказание для тех, кто внес ложные сведения. Заявление прозвучало на заседании президентского совета по противодействию коррупции, где Медведев признал, что пока успехов в этом направлении не много.

Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев подробнее.

Для президента Медведева борьба с коррупцией — приоритет. Стоит напомнить, что после инаугурации 2008 года первым его шагом было создание совета по противодействию коррупции, который сегодня провел свое уже четвертое заседание. Сегодняшнее выделялось особенно.

Впервые прессе было позволено послушать не только вступительные слова президента, но и отчетные доклады руководителей правоохранительных ведомств. Было заметно, что Медведев недоволен тем, как разворачивается борьба с коррупцией в России, и поэтому глава государства предпринял ряд новых решительных шагов в этом направлении.

При Медведеве чиновники начали подавать декларации о своих доходах. Но надо эффективнее осуществлять проверку их достоверности. Такое задание Медведев дал своей администрации. Ведь есть масса способов укрыть правду.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Если я правильно помню, одного человека наказал из Министерства обороны. Но это, извините, скорее показательно, и случай был достаточно очевидный. Но я уверен, что случаи расхождения в декларациях выявлены. Кто о них знает? А кто за это понес ответственность? Ну-ка давайте, проверьте все это. Я поручаю это сделать Госналогслужбе и Генпрокуратуре.

Даю на это, с учетом того, что это объемная работа, три месяца срока, чтобы к завершению декларационной компании этого года мы все знали, кто в прошлом году что сделал, и какие последствия. При выявлении расхождений готовьте предложение об ответственности этих лиц.

Я пока говорю о федеральном уровне, но, естественно, это нужно сделать и на региональном уровне. Сергей Семёнович, в Москве много чиновников. Обратите внимание на то, кто и как декларировался. А то, как не послушаешь, у всех дворцы за городом и все остальное, а декларации у всех мизерные».

Президент обратил особое внимание на контроль за подготовкой крупных спортивных мероприятий и международных встреч, прежде всего Олимпиады и саммита АТЭС. Тут велика роль Счетной палаты. Получилось так, что все вдруг вспомнили знаменитую реплику Ельцина «Не так сели. Степашин — первый зам».

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Счетная палата-то здесь? Да, далеко вас посадили».
Сергей Степашин: «Судьба такая».
Дмитрий Медведев: «Ну, судьба по разному оборачивается. Позавчера вы у меня были, рассказывали про спорт, кто и что там украл. Посмотрите, что там делается».

По ходу докладов участников совещания, Медведев сделал ряд замечаний и уточнений.

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел: «В наших рядах было выявлено 3 тысячи 284 сотрудника, которые совершили должностные преступления. А по выявлению взятничества в наших рядах насчитывается порядка 774 преступления. Это порядка 86%.
Дмитрий Медведев: „Сотрудники МВД декларации-то подают?“»
Рашид Нургалиев: «Да».
Дмитрий Медведев: «Ну вот проанализируйте их тоже».

Рашид Нургалиев: «Но мы первые, которые публиковал».
Дмитрий Медведев: «Я даже не про публикации говорю в данном случае, вопрос в анализе».
Рашид Нургалиев: «Дмитрий Анатольевич, с учетом того, что сейчас идет и реформирование, с учетом даже недостоверности декларирования, есть уже офицеры, которые уволены из органов внутренних дел».

Дмитрий Медведев: «Вот и посмотрите. У вас сейчас будет хороший повод расстаться с теми, кто представляет недостоверные сведения. Это сделать легко в рамках переаттестации, которая будет происходить на основании закона „О полиции“».
Рашид Нургалиев: «Так точно, да».

Александр Бастрыкин, председатель Следственного комитета РФ: «Законопроект, который сегодня вносится, очень интересен тем, что впервые вводит новые меры уголовного наказания, не связанные с лишением свободы, — штрафы. Я думаю, что это очень правильная мера, потому что наша практика показывает, что сегодня никакие реальные сроки лишения свободы коррупционеров, взяточников и всех остальных лиц уже не пугают. Это не барьер для них. Другой вопрос, что надо серьезно подумать, не станут ли взятки расти после того, когда будет введена эта мера уголовного наказания».

Дмитрий Медведев, президент РФ: «То, о чем Александр Иванович сказал, — тревожные вещи, конечно. Преступность в правоохранительных органах — особенно печальная и опасная вещь. И то, что практически треть — это преступления, совершенные сотрудниками правоохранительных органов, очень плохо.

Это показывает, что система правоохранительных органов поражена коррупцией не меньше, чем государственная, гражданская служба. А это, очевидно, самым существенным образом сказывается на наших возможностях борьбы с коррупцией. Потому что кто-то должен быть чистым, для того, что бы этим заниматься. Это очень печальные выводы.

Но с другой стороны в этом есть и определенный плюс, потому что если такое значительное число лиц из правоохранительной системы привлекается к ответственности, все-таки это определенным образом, я надеюсь, влияет на мотивацию тех же самых сотрудников милиции, других правоохранительных структур. При этом руководитель Следственного комитета прав в том, что репрессии в виде лишения свободы по коррупционным преступлениям работает далеко не всегда».

В недавнем Послании Федеральному собранию Медведев предложил новую форму наказания за коррупционные преступления — штраф, вплоть до 100-кратного от суммы взятки. Соответствующий законопроект будет обсуждаться в Государственной думе. Отношение к нему и в самом президентском совете, и в обществе неоднозначное. Кто-то полагает, что тем самым коррупционеры будут уходить от ответственности.

Журналисты в этой связи вспоминали о практике расстрелов в Китае за взятки. Но Россия действует, как сегодня подчеркивал Медведев, в международных правовых рамках, в тесной координации с развитыми странами.

Коррупция, говорил президент, — это ни какая-то российская болячка, а глобальное мировое явление. Правда мы видим, что это явление находит в России особенно благодатную почву.

Читайте также