Доходы чиновников сравнят с расходами

13.01.2011, 16:05

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео программы «Сегодня»

Проверить все декларации о доходах чиновников и сравнить их с расходами потребовал сегодня от правоохранительных органов президент.

Проверить все декларации о доходах чиновников и — главное — сравнить их с расходами потребовал сегодня от правоохранительных органов президент. Дмитрий Медведев провел в Кремле координационное совещание по борьбе с коррупцией и попросил отчитаться о принятых мерах Генпрокуратуру, МВД, ФСБ и Следственный комитет. Успехов мало и говорить пришлось о чистоте мундиров самих борцов со взятками.

За ходом заседания следил обозреватель НТВ Владимир Кондратьев.

Это уже четвертое заседание совета по противодействию коррупции при президенте, но сегодняшнее выделяется особо. Впервые прессе было позволено смотреть не только вступительное слова президента, но и отчетный доклад руководителей правоохранительных ведомств и министерств. И это, действительно, говорит о том, что президент ставит перед собой новые задачи, поскольку он неудовлетворен тем, как идет борьба с коррупцией.

Конечно, принята нормативная законодательная база. И, конечно, чиновники отчитываются о своих доходах, подают декларации. Но президент считает, что нужно внимательнее и достовернее проверять эту информацию, причем с привлечением общественности, прессы, а также Интернета, но не превращая это в своеобразную охоту на ведьм.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Администрация президента пусть подумает о предоставлении чиновниками сведений о доходах в 11-м году с анализом той работы, которая была проведена, и вообще подумают об эффективности всей системы представления таких сведений. То, что мы с вами когда-то сделали по моему настоянию… Когда это было? 2009-й год? Начали в 2008-м, впервые продекларировались в 2009-м. Это, еще раз говорю, неплохо как первый шаг, но надо действовать дальше.

Если мы понимаем, что там есть дырки, то их надо зашивать, надо показывать движение вперед. Если я правильно помню, одного человека наказал из Министерства обороны. Но это, извините, скорее показательно, и случай был достаточно очевидный. Но я уверен, что случаи расхождения в декларациях выявлены. Кто о них знает? А кто за это понес ответственность? Ну-ка давайте, проверьте все это. Я поручаю это сделать Госналогслужбе и Генпрокуратуре.

Даю на это, с учетом того, что это объемная работа, три месяца срока, чтобы к завершению декларационной компании этого года мы все знали, кто в прошлом году что сделал, и какие последствия. При выявлении расхождений готовьте предложение об ответственности этих лиц.

Я пока говорю о федеральном уровне, но, естественно, это нужно сделать и на региональном уровне. Сергей Семёнович, в Москве много чиновников. Обратите внимание на то, кто и как декларировался. А то, как не послушаешь, у всех дворцы за городом и все остальное, а декларации у всех мизерные».

Президент также указал на выявленные махинации со стороны Центрального банка, ряда коммерческих банков, которые переводят крупные суммы за рубеж и используются фирмы-однодневки для подкупа чиновников.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Те самые фирмы-однодневки, которые раньше использовались только для обналичивания денежных средств, сейчас превратились в один из каналов, при помощи которых чиновники получают откаты. Я дал поручение правительству по поводу соответствующего законопроекта об ответственности тех, кто учреждает и использует однодневки. Где закон? Шувалову я говорил.

Возьмите на контроль, чтобы до 1 февраля он был внесен. Подчеркиваю: нести ответственность за соответствующие фирмы должны не только те, кто их использует, но и те, кто дал паспорт. И не важно кто это — обычный человек, бомж, или еще кто-то. Просто должно быть понимание того, что сама по себе такая деятельность наказуема».

После этого стали отчитываться руководители министерств, правоохранительных органов. Юрий Чайка, генеральный прокурор, говорил о сотнях тысяч антикоррупционных экспертиз. О десятках тысяч выявленных преступлений в госзакупках. Говорил о том, что выявлены также случаи коррупции в рядах местных органов власти.

Президент активно вмешивался в эти доклады и поправлял, если нужно, спрашивал Чайку и других представителей более конкретно.

Юрий Чайка, генеральный прокурор РФ: «Осуждено 720 должностных лиц органов государственной власти местного самоуправления. Почти 1300 человек должностных лиц исполнительных органов».
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Юрий Ильич, эта динамика о чем свидетельствует? Она увеличивается?»
Юрий Чайка: «Увеличивается, конечно».
Дмитрий Медведев: «На сколько процентов?»
Юрий Чайка: «Она увеличивается где-то на 8% — 10%.
Дмитрий Медведев: „В год?“»
Юрий Чайка: «В год».

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел, говорил о тех случаях, которые выявлены в собственных рядах. Речь идет о самих правоохранителях. Президент тоже не остался в стороне от этой темы.

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел: «В наших рядах было выявлено 3 тысячи 284 сотрудника, которые совершили должностные преступления. А по выявлению взятничества в наших рядах насчитывается порядка 774 преступления. Это порядка 86%.
Дмитрий Медведев: „Сотрудники МВД декларации-то подают?“»
Рашид Нургалиев: «Да».
Дмитрий Медведев: «Ну вот проанализируйте их тоже».

Рашид Нургалиев: «Но мы первые, которые публиковал».
Дмитрий Медведев: «Я даже не про публикации говорю в данном случае, вопрос в анализе».
Рашид Нургалиев: «Дмитрий Анатольевич, с учетом того, что сейчас идет и реформирование, с учетом даже недостоверности декларирования, есть уже офицеры, которые уволены из органов внутренних дел».

Дмитрий Медведев: «Вот и посмотрите. У вас сейчас будет хороший повод расстаться с теми, кто представляет недостоверные сведения. Это сделать легко в рамках переаттестации, которая будет происходить на основании закона „О полиции“».
Рашид Нургалиев: «Так точно, да».

Глава Федеральной службы безопасности Александр Бортников говорил о сотрудничестве со средствами массовой информации, через которые подается информация о коррупционных случаях. И он сказал, что больше 660 таких материалов было размещено в средствах массовой информации. Он отметил еще один момент.

Александр Бортников, директор федеральной службы безопасности РФ: «Привлекают, в основном, рядовых сотрудников, лиц, которые вовлечены в эту деятельность. С учетом их возможностей они стараются уйти от ответственности. Поэтому, на наш взгляд, следует более предметно подойти к изучению этого вопроса с точки зрения того, что у нас есть все-таки 210-я статья Уголовного кодекса, которая говорит об организованной преступной деятельности, организованных сообществах, и более детально исследовать эту составляющую».

Но наиболее острым было, пожалуй, выступление главы нового Следственного комитета России Бастрыкина, который сказал, что за год привлечено по их линии шесть тысяч человек к уголовной ответственности, и 34%, к сожалению, от этой цифры — это сотрудники самих правоохранительных органов МВД. Он сказал, что это 120 следователей, 12 прокуроров, почему-то 48 адвокатов (они не являются сотрудниками правоохранительных органов), 214 депутатов местных органов, и даже один депутат Государственной думы.

Александр Бастрыкин, председатель Следственного комитета РФ: «Законопроект, который сегодня вносится, очень интересен тем, что впервые вводит новые меры уголовного наказания, не связанные с лишением свободы, — штрафы. Я думаю, что это очень правильная мера, потому что наша практика показывает, что сегодня никакие реальные сроки лишения свободы коррупционеров, взяточников и всех остальных лиц уже не пугают. Это не барьер для них. Другой вопрос, что надо серьезно подумать, не станут ли взятки расти после того, когда будет введена эта мера уголовного наказания».

Дмитрий Медведев, президент РФ: «То, о чем Александр Иванович сказал, — тревожные вещи, конечно. Преступность в правоохранительных органах — особенно печальная и опасная вещь. И то, что практически треть — это преступления, совершенные сотрудниками правоохранительных органов, очень плохо.

Это показывает, что система правоохранительных органов поражена коррупцией не меньше, чем государственная, гражданская служба. А это, очевидно, самым существенным образом сказывается на наших возможностях борьбы с коррупцией. Потому что кто-то должен быть чистым, для того, что бы этим заниматься. Это очень печальные выводы.

Но с другой стороны в этом есть и определенный плюс, потому что если такое значительное число лиц из правоохранительной системы привлекается к ответственности, все-таки это определенным образом, я надеюсь, влияет на мотивацию тех же самых сотрудников милиции, других правоохранительных структур. При этом руководитель Следственного комитета прав в том, что репрессии в виде лишения свободы по коррупционным преступлениям работает далеко не всегда».

Президент Медведев в своем недавнем Послании Федеральному собранию говорил о новой форме наказания — штрафах. Это не просто штрафы, которые позволяют уходить от ответственности коррупционерам, они будут вводиться и наряду с лишением свободы, с лишением права занимать руководящие должности на протяжении трех лет.

Этот вопрос будет обсуждаться в Государственной думе, подготовлен соответствующий законопроект, о котором сегодня шла речь на заседании. Но эта тема неоднозначная, отношение в обществе к штрафам пока еще не совсем четкое, поэтому эта тема будет еще обсуждаться.

Читайте также