Итоги расследования трагедии под Смоленском

12.01.2011, 13:01

Видео программы «Сегодня»

Межгосударственный авиационный комитет представил окончательные официальные результаты расследования катастрофы под Смоленском.

Межгосударственный авиационный комитет представил окончательные официальные результаты расследования катастрофы самолета польского президента под Смоленском. Трагедия произошла 10 апреля прошлого года. Лех Качиньский, первая леди, а также представительная делегация (всего 96 человек) летели на мероприятия, посвященные годовщине трагических событий в Катыни. Ту-154 разбился при заходе на посадку. Следствие завершено, официальный отчет передан польской стороне.

Репортаж корреспондента НТВ Никиты Анисимова.

Председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина подчеркнула, что все эти месяцы МАК проводил тщательное скрупулезное расследование, в котором принимали участие не только российские авиационные эксперты, но также и международные, в том числе польские, которые, как особо подчеркнула Анодина, тоже участвовали во всех этапах расследования.

Все действия производились строго в соответствии стандартам международной конвенции, к которой присоединились больше 190 стран мира. Анодина подчеркнула, что расследование завершилось окончательно. Польской стороне предоставлены более 60 томов материалов. С этими материалами сегодня смогли ознакомиться и журналисты, тома лежали в свободном доступе, каждый мог посмотреть.

По словам Анодиной, предстоит узнать архигорькую правду, но это надо сделать ради памяти погибших и безопасности будущих полетов. Было установлено, что самолет польского президента был полностью исправен перед вылетом, но при этом сам полет был плохо организован, пилоты, летчики, командиры экипажа даже не знали точных метеоусловий на аэродроме Смоленска.

Татьяна Анодина, председатель Межгосударственного авиационного комитета: «В ходе полета экипаж самолета Ту-154 неоднократно получал информацию о несоответствии метеоусловий на аэродроме назначения, установленный минимум от органов управления воздушным движением Белоруссии и аэродрома Смоленск-Северный, а также экипажа польского самолета Як-40, который ранее произвел посадку на аэродроме Смоленск.

Несмотря на это, экипаж Ту-154 решение об уходе на запасной аэродром не принял. Данный факт можно считать началом возникновения особой ситуации в полете. При выходе на связь с группой руководства полетами аэродрома Смоленск-Северный в нарушение требований аэронавигационных правил Российской Федерации АИБ экипаж систему захода на посадку диспетчеру не доложил и выполнял по своим бортовым средствам и под свою ответственность.

Руководствуясь требованиям аэронавигационных правил РФ АИБ, что командиры иностранных воздушных судов принимают самостоятельные решения о возможности посадки на аэродром с возложением на себя ответственности за принятое решение, диспетчер разрешил пробный заход, но со снижением высоты только до 100 метров, с которой экипажу необходимо было выполнить уход на второй круг.

Экипаж это указание подтвердил. Перед четвертым разворотом экипаж польского самолета Як-40 предупредил экипаж Ту-154 М, что, по его оценке, видимость на аэродроме составляет около 200 метров при минимально установленной для данного аэродрома дальности видимости в тысячу метров. Данное предупреждение также не повлияло на решение экипажа, который продолжил заход».

Специалисты Межгосударственного авиационного комитета также создали наглядную модель полета. Они сделали специальные 3D-ролики, в которых видно, как самолет вошел в границы Российской Федерации, как продолжал полет, подлетел к аэродрому и пытался осуществить посадку. Очень хорошо слышны переговоры пилотов.

Экипаж Ту-154 запросил у диспетчера выполнение четвертого разворота. Разрешение было получено от руководителя зоны посадки. Произнесенная в этот момент штурманом фраза «он взбесится» свидетельствует о том, что командир воздушного судна и весь экипаж находились в психологически сложном положении. Очевидно, что в случае неудачного захода и ухода на запасной аэродром командир воздушного судна ожидал негативной реакции главного пассажира.

Татьяна Анодина также подтвердила, что главком ВВС Польши действительно находился в кабине экипажа, и озвучила заключение, к которому пришел Межгосударственный авиационный комитет.

Татьяна Анодина, председатель Межгосударственного авиационного комитета: «Техническая комиссия установила: непосредственными причинами катастрофы явились непринятие экипажем своевременного решения об уходе на запасной аэродром при неоднократной и своевременно полученной информации о фактических метеоусловиях на аэродроме Смоленск-Северный, значительно хуже установленных для этого аэродрома минимумов; снижение вне видимости наземных ориентиров до высоты значительно ниже установленной руководителем полетов, минимальной высоты ухода на второй круг (100 метров) с целью перехода на визуальный полет; отсутствие должной реакции и требуемых действий при многократном срабатывании предупреждения и команды системы раннего предупреждения ТАВС.

Эти причины привели к столкновению самолета с препятствиями и землей в управляемом полете, его разрушениям, гибели экипажа и пассажиров. По заключению летных экспертов и авиационных психологов, в том числе польских, присутствие главнокомандующего ВВС республики Польши в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказывалось психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющей доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало.

По результатам судебно-медицинской экспертизы, в крови главнокомандующего ВВС обнаружен этиловый алкоголь концентрацией 0,6 промилле».

Как подчеркнула Татьяна Анодина, только командир экипажа окончательно мог принять окончательное решение о том, сажать самолет или нет, а также на нем лежала полная ответственность за посадку самолета. Как считают психологи, у командира был так называемый психологический конфликт-мотив, когда он понимал, что садиться опасно, но и не садиться, как он считал, было тоже опасно. По словам Анодиной, также катастрофе сопутствовал ряд других факторов.

Необходимо особо подчеркнуть тот факт, что столкновение с препятствием произошло ниже уровня взлетно-посадочной полосы, до маркированной точки наземного радиолокационного средства ближнего приводного радиомаяка, координаты которого к тому же не были введены экипажем в систему управления полетом.

Вот так заканчивается ролик, который подготовил Межгосударственный авиационный комитет, в нем уже не видно самого момента трагедии. О сопутствующих факторах рассказала Татьяна Анодина.

Татьяна Анодина, председатель Межгосударственного авиационного комитета: «Сопутствующие факторы: неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами со стороны командира воздушного судна; значительный перерыв в полетах в сложных метеоусловиях командира, а также его малый опыт выполнения захода на посадку по неточным системам; преждевременный переход штурманом экипажа насчет высоты по радиовысотомеру в условиях интенсивно меняющегося рельефа подстилающей поверхности.

Выполнение полета с включенным автопилотом и автоматом тяги до высот, значительно меньше высоты принятия решения, что не предусмотрено руководством по летной эксплуатации воздушного судна. Запоздалое начало снижения на посадочной прямой и, как следствие, повышенная вертикальная скорость снижения, выдерживаемая экипажем. Техническая комиссия установила, что системными причинами катастрофы явились существенные недостатки в организации летной работы, подготовке членов экипажа в обеспечении данного особо важного полета в специальном авиаполку».

Татьяна Анодина также подчеркнула, что диспетчеры на земле на смоленском аэродроме действовали штатно, профессионально. Их действия не могли стать фактором, которые могли как-то способствовать этой катастрофе.

Татьяна Анодина, председатель Межгосударственного авиационного комитета: «Недостатки, относящиеся к инфраструктуре аэродрома Смоленск-Северный, состоянию и техническому уровню радиотехнического, метео- и светосигнального оборудования, наземным средствам объективного контроля, а также действия группы руководства полетами, указанные и проанализированные в отчете, по мнению технической комиссии и независимых международных экспертов, не явились следствием катастрофы».

Таковы окончательные итоги расследования крушения самолета польского президента под Смоленском.

Читайте также