Хижину на Эльбрусе решено восстановить

05.01.2011, 19:12

Видео программы «Сегодня»

Любители экстремальных видов спорта съезжаются в Приэльбрусье, где начался сезон зимних восхождений, но укрыться от непогоды им теперь негде.

Те, кто по доброй воле ищет в эти новогодние праздники острых ощущений, сейчас съезжаются в Приэльбрусье, где начался сезон зимних восхождений. Правда, укрыться от непогоды альпинистам будет негде: хижина, построенная минувшим летом для их спасения, теперь и сама нуждается в помощи.

В конце октября у приюта сорвало купол, который теперь лежит по соседству, накрепко вмерзнув в лед. Волонтеры, осмотревшие повреждения, решили, что укрытие можно восстановить, но все работы придется отложить до лета.

Корреспондент НТВ Юрий Кучинский — с подробностями.

Седловина Эльбруса — самое коварное место для восходителей. Силы уже на исходе, кислорода резко не хватает, а тут еще ветер, который меж двух вершин может закручиваться в невероятные вихри. Температура при этом меняется на десятки градусов в течение получаса.

Сейчас по ночам уже бывает минус 50. Здесь и построили хижину — убежище, для тех, кого погода лишила шансов безопасно спуститься. Но этот титанический труд — ведь изрядную часть материалов пришлось тащить на себе — оказался сизифовым.

Корреспондент: «Вот она, спасательная хижина во всей своей функциональности. Мы поднялись сюда, на высоту 5300, а вместе с нами поднялся порывистый ветер, который буквально в момент заметает тропу».

Два месяца назад, когда в хижине справляли новоселье, ветер действительно был очень сильный, почти предельный: еще чуть сильнее, и пришлось бы сидеть внизу, ожидая у гор погоды. Но в самой хижине он совсем не ощущался: не было вибрации, ни в какие щели ничего не задувало. В общем, казалось, дело сделано, и это действительно Убежище, с большой буквы. А сейчас можно только гадать, каким на самом деле здесь бывает ветер. А может, все же человек?

Купол хижины сорван и сейчас лежит, вмерзнув в снег. Группа волонтеров-строителей поднялась на седловину, несмотря на то, что сезон уже кончился. Сейчас на Эльбрус лезут только отъявленные экстремалы, но любимое детище надо было обследовать.

Альпинист: «Вот это, сдается мне, станет нашим ключевым моментом. Шпилька, смотрящая на старую хижину, вид снизу. Удерживающая балка осталась на месте. Следов каких-то больших нагрузок больших на ней нет. Шайба не ушла глубоко. Не знаю, мне все это кажется очень странным. Я не вижу пока никаких причин крушения нашего Титаника».

Вадим Бойцов, участник строительства хижины на Эльбрусе: «Для ветра это все слишком аккуратно. Купол, если бы его сдуло, должен был перевернуться и уехать далеко в Грузию. Он лежит ровненько, аккуратненько, рядом. Вторая версия — человеческий фактор, но кому это надо? Если б хотели разрушить, ее бы проще было, например, сжечь».

Если ветер, то почему на крепежных болтах не осталось даже щепок от вырванных балок купола? Если человек крепеж развинтил, то стал бы он аккуратно закручивать гайки обратно? Строители все же склоняются к версии ветра. Трудно поверить, что кому-то понадобилось уничтожать полезную для всех постройку.

Видимо, болтов надо было ставить вдвое больше, а заодно и резьбу сорвать, чтобы развинтить было невозможно. Учесть все опасные факторы было очень не просто, все-таки это первая во всем мире сборная конструкция так высоко в горах.

Сергей Веденин, спасатель Эльбрусской поисково-спасательной службы: «Мы, видимо, не учитывали, что ветер может быть настолько сильным. Мы ожидали, что он может быть 50 — 60 метров в секунду, но сколько там — было неизвестно».

И все же простояв всего два месяца, хижина уже оправдала потраченные на нее силы и время. Сезон уже заканчивался, но туристы еще продолжали ходить на высочайшую вершину Европы.

Алексей Овчинников, исполнительный директор Федерации альпинизма России: «У нас есть подтвержденные сотрудниками МЧС данные, что там спаслась немецкая экспедиция, прямо из хижины эвакуировали пострадавшего чеха со сломанной ногой. То есть она уже заработала — реально спасла несколько жизней».

Сейчас строители обсуждают с проектировщиками возможные просчеты и план действий на следующее лето. Те, кто работал на Эльбрусе эти три года, уже подтвердили готовность вернуться на седловину, как только позволит погода. Лишь бы за зиму купол не унесло.

Читайте также