Последнее африканское предупреждение

04.01.2011, 19:11

Видеосюжет: Павел Матвеев
Видео программы «Сегодня»

Сегодня в Кот-д’Ивуаре отмечалась небывалая концентрация высоких гостей: в эту небольшую западноафриканскую страну пожаловали сразу три президента.

Сегодня в Кот-д’Ивуаре отмечалась небывалая концентрация высоких гостей: в эту небольшую западноафриканскую страну пожаловали сразу три президента — Бенина, Сьерра-Леоне и Кабо-Верде, а также эмиссар Африканского союза и премьер-министр Кении.

Обычными для таких случаев протокольными почестями визитеров не окружили, но те их и не ждали — сейчас не до политеса. Главы соседних стран приехали в Кот-д’Ивуар с посреднической миссией, пытаясь урегулировать жесточайший политический кризис и не допустить начала крупномасштабной войны.

Павел Матвеев вник в детали конфликта. Репортаж НТВ.

«Игра окончена»; «Хватит с нас переговоров, Гбагбо — прочь!». Транспаранты такого содержания в руках собирающихся группами людей в последнее время не редкость ни в столице Кот-д’Ивуара Ямусукро, ни в экономической столице Абиджане, где и высадился десант лидеров, сообща представляющих Африканский союз и Экономическое сообщество стран Западной Африки — ЭКОВАС (ECOWAS).

Приехали они фактически для того, чтобы претворить эти лозунги в жизнь. А именно окончить ивуарийские политические игры и уговорить президента Лорана Гбагбо убраться прочь из президентского дворца, который он, по мнению международного сообщества, занимает незаконно.

Гийом Соро, премьер-министр правительства Алассана Уаттара: «Представители ЭКОВАС имеют все необходимые полномочия, это очевидно. Они здесь, чтобы в последний раз призвать Гбагбо уйти. Надеемся, мы получим наконец ответ, почему он этого до сих пор не сделал».

Улыбки и объятия, в которые гости заключали хозяев, не должны вводить в заблуждение. Их позиция тверда и недвусмысленна: Гбагбо, правящий Кот-д’Ивуаром с 2000 года, больше им править не должен. Президентские выборы, прошедшие в конце ноября, Гбагбо не выиграл. И так считают не только в Африке, но и, скажем, в ООН. Беда в том, что сам Гбагбо так не считает. Напротив, он убежден в своей победе, а за реакцией мира видит козни политических врагов.

Лоран Гбагбо, президент Кот-д’Ивуара: «Давайте не дадим себя одурачить. Мы имеем дело с мятежом под прикрытием „мнения международного сообщества“. Цель мятежников — привести к власти человека, которого народ Кот-д’Ивуара не выбирал. Потому что выборы 28 ноября мой соперник проиграл».

И сторонники Гбагбо, и противники свою позицию аргументируют. Аргументы, правда, разные. После голосования независимая избирательная комиссия объявила о победе лидера оппозиции Алассана Уаттара — и это аргумент как самого оппозиционера, так и всех, кто его с победой успел поздравить, включая генсека ООН, представителя ЕС и лидеров, скажем, Великобритании и Франции.

Но потом Конституционный совет Кот-д’Ивуара вдруг аннулировал пачку бюллетеней в ряде районов страны и объявил победителем Гбагбо. После чего в стране началась смута. В беспорядках погибли около 200 человек. Каждый из президентов сформировал свое правительство. Властей получилось как будто две: одна в президентском дворце, другая в отеле «Гольф», где обосновался штаб Уаттара. Фактически же — ни одной.

Лоран Гбагбо, президент Кот-д’Ивуара: «Я хочу еще раз обратиться к людям, засевшим в отеле „Гольф“. Я их прошу: идите домой! Время войн прошло, настало время диалога. Давайте возьмемся за руки и сформируем для нашей родины, Кот-д’Ивуара, цепочку солидарности и любви».

О любви и солидарности Гбагбо заговорил уже после того, как мир пригрозил выгнать его из дворца силой, если не уйдет сам. Три президента и один премьер приехали в Кот-д’Ивуар, можно сказать, с последним африканским предупреждением. Уговаривали как могли, гарантируя даже не только личную неприкосновенность, но и сохранность банковских счетов. Гбагбо остался непреклонен. Реакция визитеров была дипломатичной — ровно настолько, чтобы скрыть раздражение.

Репортер: «Как Вам сегодняшняя встреча? Какие впечатления?»
Раила Одинга, премьер-министр Кении: «Она была полезной».
Репортер: «Какой-какой
Раила Одинга: «Полезной».

В последний момент какого-то результата добиться все же удалось: Гбагбо и Уаттара согласились друг с другом встретиться, как было сказано, «при соблюдении определенных условий». Что за условия — неясно. Зато ясно, что если они не встретятся в ближайшее время и не договорятся хоть о чем-то, Кот-д’Ивуар не ждет ничего хорошего.

Люди там прекрасно помнят, как им жилось семь-восемь лет назад, когда в стране бушевала гражданская война, и массово бегут. Соседняя Либерия за месяц приняла из Кот-д’Ивуара уже 16 тысяч беженцев.

Читайте также