В Минске освобождают оппозиционеров

04.01.2011, 19:01

Видео программы «Сегодня»

Шесть сотен человек, задержанных в Минске во время акции протеста и получивших несколько суток административного ареста, уже на свободе.

Сегодня двое россиян, фамилии которых не называются, узнали, что еще нескоро покинут белорусские следственные изоляторы, куда попали еще 19 декабря, в день президентских выборов. Вместе с двумя десятками местных оппозиционеров россияне проходят подозреваемыми по делу о массовых беспорядках. И сегодня суд решил оставить обоих под стражей.

Еще шесть сотен человек, задержанных в Минске во время акции протеста и получивших несколько суток административного ареста, уже на свободе: сегодня отпустили тех, кто получил самые большие сроки. Под подписку о невыезде освободили и бывшего кандидата в президенты Виталия Рымашевского — ему запретили общаться с прессой.

Но для собкора НТВ Георгия Гривенного Рымашевский сделал исключение.

В последние два дня спецприемник-распределитель МВД на минской улице Окрестина работает в основном на «выпуск». 3 и 4 января истекли 15 суток — максимальный срок наказания в виде административного ареста, которым были подвергнуты участники массовых акций оппозиции, состоявшихся 19 и 20 декабря, сразу после выборов.

На свободе оказались девять из 11 задержанных на площади Независимости россиян. Напомним, что на их полном и незамедлительном освобождении настаивал российский МИД. Сотрудники российского посольства помогали им написать апелляции и даже присутствовали на заседании апелляционной инстанции. Но Минский городской суд им отказал, и отсиживать пришлось по полной программе.

Но двоим россиянам все же придется задержаться в Минске. Дело в том, что в отношении них было возбуждено уголовное дело по статье 293 «Организация массовых беспорядков» — до 15 лет лишения свободы.

Из другого центра «минского сидения» — внутренней тюрьмы КГБ — были выпущены двое, в том числе и бывший кандидат в президенты Виталий Рымашевский. Как и почему? Все хотели это знать. Он признался, что написал некую «объяснительную записку» Александру Лукашенко, но раскрывать ее содержимое отказался. Он собирался созвать пресс-конференцию, но потом ее отменил, ссылаясь на давление со стороны сотрудников КГБ. Впрочем, нам удалось поговорить с ним. Он как раз шел на допрос в КГБ.

Виталий Рымашевский, бывший кандидат в президенты Белоруссии: «То, что я делал на площади, все прекрасно видели, в том числе и благодаря журналистам. Я думал, что меня отпустят раньше. Я не радуюсь свободе, пока хоть один из моих коллег находится там».

Судьбой тех, кто находится в следственном изоляторе КГБ, озаботились и в Европе. 31 декабря белорусские власти не продлили мандат миссии ОБСЕ в Минске, то есть она уже четвертый день не работает. Теперь появилось резкое заявление министра иностранных дел Швеции. Дело в том, что в отношении Александра Лукашенко и еще 35 высших белорусских чиновников действует уже много лет запрет на въезд в Европейский союз. Но в октябре прошлого года санкции были ослаблены, и теоретически сейчас Александр Лукашенко и любой другой из этого списка может получить визу в Европу

Карл Бильдт, глава МИД Швеции: «Мы должны следовать логике нашей предыдущей политики. В прошлый раз, когда больше не было политических заключенных в Белоруссии, Совет министров иностранных дел ЕС принял позитивные меры. Сейчас, когда заключенных стало намного больше, тех, кто принимал участие в акциях против оппозиции, и тех, кто сотрудничал с ними, придется вернуть в список».

Белорусский МИД на это заявление отреагировал незамедлительно, назвав позицию европейцев «контрпродуктивной».

Андрей Савиных, официальный представитель МИДа Белоруссии: «Часть наших европейских партнеров имеет искаженное представление о реальной политической и социальной ситуации в Беларуси. Это подталкивает их к принятию решений, которые будут наносить ущерб нормальному взаимодействию и тем ценностям, приверженность к которым они сами декларируют».

Кто-то из европейцев предлагает созвать совещание по вопросам виз для белорусских чиновников немедленно, кто-то предлагает обсудить этот вопрос на очередном календарном заседании. Впрочем, ясно одно: все дальнейшие взаимодействия по этому вопросу будут увязаны с формулой — въезд в Европу для одних будет связан с выходом из тюрьмы других.

Читайте также