Колесная формула новой моды

02.01.2011, 08:10

Видеосюжет: Михаил Чернов
Видео программы «Сегодня»

В Удмуртии производственный юбилей отметил транспортный цех, где делают практически вездеходные и абсолютно экологически чистые средства передвижения.

В Удмуртии производственный юбилей отметил транспортный цех, где делают практически вездеходные и абсолютно экологически чистые средства передвижения. Их мощность, как и положено, измеряется в лошадиных силах, и эта сила, как правило, одна.

На единственном в стране предприятии, где готовят телеги и зимой, и летом, побывал корреспондент НТВ Михаил Чернов.

Работник цеха: «Сегодня с конвейера вышла у нас юбилейная телега — полумиллионная».

Конвейер тележного производства остановили на полдня, а работников собрали на митинг. Речи в духе советских традиций — про этапы трудового пути. За 90 лет существования комбинат в деревне Пычас свой производственный план выполнил и перевыполнил.

Работник цеха: «Вначале организовалась артель, затем промкомбинат. В советское время телеги отправлялись вагонами, в месяц изготавливали 7 тысяч телег».

В советское время на территории России таких заводов было семь. Повозки штамповали в три смены. Почти все предприятия сейчас разорились, и местный тележный цех в Поволжье оказался единственным, кто выжил. Тяжелое колесное производство в Пычасе — профессия женская, мужчин не хватает.

Галина Суханова, станочница: «Мне эти телеги даже по ночам снятся — вижу, как они катятся».

В тележный цех местных школьников водят, как в музей — станки с 70-х годов, а конструкция самой крестьянской повозки веками не меняется.

Работник цеха: «Специально делается металлический обод, чтобы колесо не изнашивалось».

Юбилейную телегу прямо с конвейера отправили на тест-драйв. С ветерком не прокатишься — никаких рессор, каждую кочку чувствуешь всем телом. «Готовь сани летом, а телегу зимой» — этому правилу на селе следуют неукоснительно. В век высоких технологий деревенские дороги по-прежнему непролазны. И где не проедет легковой автомобиль, пройдет четырехколесная повозка с двигателем в одну лошадиную силу.

Перевезти сено, дрова, навоз… На крестьянском подворье без нее по-прежнему не обойтись. Телеги заказывают руководители хозяйств, фермеры, был даже контракт на поставку обозов для армии. Еще телеги используют как украшение — ландшафтное.

Работник цеха: «Рядом с автосалонами телеги даже ставят, как памятники. Все равно и там четыре колеса, и здесь. По большому счету мы далеко не оторвались от телег».

Для таких повозок предусмотрен особый тюнинг. Заказы от владельцев ресторанов, баров и трактиров поступают регулярно. Недавно телеги для домашних интерьеров купили сразу несколько министров правительства Удмуртии.

Елена Николаева, администратор кафе-бара: «Мода на телеги, конечно, существует, потому что есть тяга к старине, к ретро, к корням, то есть к традициям».

Деревню Пычас эта мода обошла стороной. Юбилейной телеге стать памятником не суждено. Через несколько часов полумиллионная модель превратилась в сельское такси. Без этого кабриолета здесь ни один праздник не обходится, даже зимой.

Читайте также