Уходящий год глазами Ильи Федосова

29.12.2010, 19:21

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня»

Во всем мире подводят итоги ушедшего года, пытаясь зафиксировать для истории его главные события.

В эти дни во всем мире подводят итоги ушедшего года, пытаясь зафиксировать для истории его главные события. Наблюдавшие за многими из них корреспонденты НТВ по традиции решили составить свою картину 2010 года, основанную на личных переживаниях, достижениях и самых ярких впечатлениях.

Сегодня — репортаж из серии «Мой 2010-й» о том, каким он был для корреспондента НТВ Ильи Федосова.

Событий всегда много, но есть ключевые, которые что-то меняют в сознании людей. Например, августовский блэкаут в Санкт-Петербурге, полное отключение электричества сразу в нескольких районах города.

Когда об этом сообщали средства массовой информации, они шли от причины к следствию — неисправность подстанции привела к веерным отключениям и так далее. Но обыкновенные горожане воспринимали все иначе.

Человек пошел в магазин за хлебом, смотрит — отключились светофоры, машины сталкиваются на перекрестках. Потом подходит к магазину, а там толпа — людей внутрь не пускают, потому что не работают кассовые аппараты, в другом магазине — то же самое. Вода из крана не идет, поезда метро встают, сотовые глохнут и никакой возможности получить информацию о том, что происходит.

Местный житель: «Включили аварийный свет. В принципе, паники особой нет, но как-то некомфортно».

Аварию ликвидировали через 40 минут. Но эти 40 минут заставили по-другому взглянуть на блага цивилизации. Городская электросистема, в надежности которой с советского времени никто не сомневался, оказалась очень хрупкой.

Другое событие, которое показывает, как меняется сознание общества. В конце года командование флота решило перевести военных моряков и матросов-срочников с крейсера «Авроры» на действующие корабли. С точки зрения военных, это вполне логичный поступок, ибо зачем держать кадровых офицеров и обученных матросов на корабле, у которого даже винтов нет.

Списать «Аврору» хотели еще в 35-м, но затем из корабля сделали памятник событиям 1917 года. Появился бренд «крейсер Революции», служба на крейсере в советское время считалась весьма почетной. После перестройки по инерции туда еще направляли служить срочников.

И по этой же инерции, когда главком подписал приказ о смене военного экипажа «Авроры» на гражданский, эта новость вызвала реакцию даже у сравнительно молодых горожан: «Как, это же крейсер-легенда?!» Хотя если разобраться, трудно назвать легендой корабль, который принял весьма скромное участие в боях и чей экипаж во время революционных беспорядков убил своего командира.

Таким образом, приказ главкома как бы подвел черту под процессом десакрализации советских брендов. Кстати, также, как и возвращение памятника Ленину на постамент у Финляндского вокзала. Взрывали его как символ, в этом году вернули, но уже как экспонат из собрания музея городской скульптуры.

Обратная сторона ухода советского сознания — история с математиком Перельманом. В советское время никого бы не удивило, что отечественный ученый отказался от зарубежной награды. А в 2010 году соотечественники никак не могли понять, как это можно отказаться от миллиона долларов. Печатные издания повышенного спроса устраивали засады у дома математика, чтобы заснять его хотя бы во время похода за хлебом. Съемочная группа НТВ познакомилась с девушкой-корреспондентом, которая пять суток пряталась за мусоропроводом на лестничной площадке у квартиры Перельмана. По заданию редакции, конечно. При этом почти никто не вникал в смысл гипотезы Пуанкаре и уж тем более, в смысл предложенного Перельманом доказательства.

Еще одно событие, которое будет иметь важные последствия, — пуск скоростного поезда «Аллегро» между Хельсинки и Санкт-Петербургом. Впервые россиянам показали, каким не то чтобы должно быть железнодорожное сообщение, а каким оно уже является в европейских странах. Когда готовился репортаж ко дню запуска «Аллегро», журналистов из соображений безопасности не пустили внутрь состава, поэтому стандартную детскую площадку пришлось снимать в обычной финской электричке, которая курсирует между Хельсинки и Лахти.

Илья Федосов: «Детская площадка в поезде раньше считалась роскошью, теперь это необходимость. Путешествовать должно быть удобно всем. А так и родители спокойны, и детям есть чем заняться».

То, что для европейцев норма, для нас пока новинка. В этом смысле и первый в России аэросалон, который прошел в Северной столице в этом году, можно назвать маргинальным. Как индустрии, малой авиации в России не существует, но после этой выставки стало понятно, что летать россиянам охота и не особенно важно, на чем именно.

Нельзя сказать, что прошедший год был особенно бурным, но после него, как мне кажется, отношение к крейсеру «Авроре» и памятнику Ленину уже никогда не будет прежним. Люди осознали, насколько уязвимы городские системы обеспечения и насколько непредсказуемы гениальные математики. А у любителей малой авиации наконец появился реальный шанс купить себе скромный дирижабль.

Читайте также