Государственная граница

25.12.2010, 19:01

Видео программы «Сегодня»

Этой ночью пассажиры скорого поезда Киев — Москва ощутили на себе практическую выгоду от улучшения отношений России и Украины.

Этой ночью пассажиры скорого поезда Киев — Москва ощутили на себе практическую выгоду от улучшения отношений России и Украины. Им пришлось только один раз, а не два, как раньше, просыпаться при пересечении государственной границы. Разбудили их для проверки лишь российские пограничники.

Украинские коллеги, в качестве эксперимента, сделали свою работу не ночью — на границе, а вечером — еще в Киеве, проверив пассажиров и багаж прямо на вокзале перед отправлением поезда. Теперь те, кто часто ездят между двумя столицами, надеются, что эксперимент поддержит и российская сторона.

Корреспондент НТВ Айрат Шавалиев тоже был среди пассажиров.

Этот поезд и называется громко «Столичный экспресс» и статус у него «прыскоренный», то есть скорый, и подают его на первый путь — все признаки высшего железнодорожного ранга. Пассажиров купейного вагона №1 кроме проводницы встречает человек в погонах. Впервые украинская граница подошла так близко к центру Киева и начинается на железнодорожном вокзале.

В поезд попадаешь уже со штампом о пересечении границы Украины. В 20.09 (это время отправления по расписанию) вагоны запираются для досмотра таможни.

С 20-минутным опозданием вагончик трогается. После вокзальной суеты есть время обжить купе и перекусить, не изменяя знакомому с детства железнодорожному рациону — курица, котлеты.

Упростить пограничные процедуры решили российский и украинский президенты во время совместного автопробега в сентябре. Украина первой проводит эксперимент, но пока только с одним поездом. Каждый день по дороге в Москву он будет досматриваться на вокзале украинской столицы. На обратном пути пограничники планируют подсаживаться в пригородах Киева.

«„Столичный экспресс“ задумывался по тому же принципу, что и поезда между Москвой и Петербургом. То есть садишься в поезд поздно вечером и, выспавшись, сходишь с него рано утром. Но между Москвой и Питером нет госграницы, а тут есть. Поэтому ночью две остановки: в 23.23 — на украинской стороне, в 1.05 ночи — на российской».

Каждый, кто ездил этим маршрутом, знает, что это за ужас — ночная граница. Василий Николаевич испытывает это на себе раз в году. Ездит к детям в Москву на новогодние праздники, везет… понятно что…

Василий Гошко: «Сало. По-украински называется салонено»

К ночным побудкам привык, но страдает.

Василий Гошко: «Это неприятно, когда начинают, смотреть паспорт, расспрашивать: „Куда, мол, едите, что везете, наркотики есть?“ Я говорю: „Нету, я их не употребляю, я не курю даже“».

Проводница Светлана на «Столичном экспрессе» с самого начала — пять лет. Разливая чай, рассказывает нам, что такое разбуженный ночью пассажир.

Светлана Кристинина, проводник: «Я вижу реакцию людей. Им тяжело просыпаться среди ночи. Сначала одна граница, потом они засыпают, их опять будят пограничники. Им очень тяжело, им это очень не нравится, поэтому они возмущались, они себя плохо чувствовали, они просыпались утром разбитые».

Первый рубеж, украинский, как и предполагалось, пролетели без остановки. Во втором часу ночи чуда не произошло.

Сонный, но вежливый российский таможенник, простучав потолок купе — вдруг контрабанда — демонстрирует привычное недоверие к экспериментам.

Таможенник: «Пересечение границы стало проще? Ага. Я вам скажу: вы опоздали на 40 минут. Если это упростило вам, то, наверно, да».

Несмотря на такой скепсис, российские пограничные и таможенные службы тоже скоро должны перенести границу к Киевскому вокзалу Москвы. Время в пути между двумя столицами тогда сократится часа на полтора. Словом, опять выспаться будет невозможно.

Читайте также