Мария Мельникова рассказала о личной связи с сюжетом фильма «Спасти Ленинград»

02.02.2019, 18:50

Видеосюжет: Алла Давыдова (@adavidovantv)
Видео программы «Центральное телевидение»

«Спасти Ленинград» — фильм, который вышел в российский прокат на этой неделе. Он не о масштабных наступательных операциях и громких битвах, не о героях войны. Он о судьбах самых простых людей, которые хотели вырваться из осажденного города и выжить. Режиссер фильма Алексей Козлов и исполнительница главной женской роли Мария Мельникова появились в студии НТВ, чтобы рассказать о своей работе.

Лента «Спасти Ленинград» — робкая попытка показать два дня и лишь один эпизод из жизни блокадного Ленинграда. Но меньше чем за неделю фильм выбился в лидеры проката. «Спасти Ленинград» — непридуманная история о Дороге жизни через Ладогу. О пути, который для одних стал спасением, для других оказался последним. О реальных людях и их оборванных одной ночью судьбах.

Фильм переносит нас в девятибалльный шторм на Ладожском озере. Он смывал людей в ледяную воду, а волны раскалывали баржу на доски. Сигнал SOS оказался не спасением, а смертельным ударом — прилетели вражеские самолеты и безжалостно убивали изможденных пассажиров.

В фильме сыграли мэтры, например, Борис Щербаков. Для него это не кино, а очень личная история. Его родители познакомились на Дороге жизни. И «Спасти Ленинград» — это тоже и про любовь. Любовь Кости и Насти — совсем робкую, первую, но настоящую, которой так не нужна была война. В главных ролях — дебютанты Мария Мельникова и Андрей Миронов.

Мария Мельникова: «Это самое большое событие в моей короткой жизни».

Андрей Миронов — внук легендарного Андрея Миронова. Это его первая большая роль в кино. Ведь Миронов-младший, так похожий на дедушку, долгое время даже не хотел связывать свою жизнь с кино.

Андрей Миронов-Удалов: «Хотел показать, что я не так, как все в моей семье. Но не получилось».

«Спасти Ленинград» снимали и в специально отстроенных декорациях, и на озере. Актеры оказались в настоящем трюме, заполненном водой.

Юная Маша Мельникова на съемочной площадке не смогла играть, она по-настоящему пережила эту трагедию. 16-летняя актриса за свою роль благодарит случай. Когда режиссер принес сценарий актрисе Анастасии Мельниковой, он случайно увидел ее дочь.

Анастасия показывала юной Маше фотографии их семейного архива, который прочно хранит память о том роковом дне на берегу Ладожского озера. Ведь папа актрисы Мельниковой, дедушка Маши, в тот день был там. Кажется, ход истории совершил немыслимый поворот, замкнув это кольцо событий.

Мария Мельникова: «К счастью, если можно так сказать, дедушку такая беда, как крушение баржи, не коснулось».

Алексей Козлов: «Мой тесть в возрасте 11 лет практически этим путем был эвакуирован из города Ленинграда. Он был на премьере и остался под большим впечатлением».

Козлов признался, что при создании фильма «Спасти Ленинград» ориентировался на культовые голливудские картины о войне.

Алексей Козлов: «Для себя решили, что данное кино должно быть нашим вызовом Спилбергу».

На подобные фильмы стало ходить все больше представителей молодого поколения. Мария Мельникова прокомментировала это так: «Это совершенно правильно, это здоровый интерес к истории своей страны, своего народа, который нужно поддерживать».

Показать за полтора часа хотелось чуть больше, чем лишь один эпизод этой жуткой войны. Поэтому и бой за Невский пятачок, который на самом деле был на несколько дней позже, чем катастрофа на Ладоге, режиссер специально переносит в этот же временной промежуток.

Сергей Жарков: «Герой убивает немцев и сталкивается в рукопашной в яме, в которой стек мазут. Каскадер — немец и я — русский. Я его душу под водой, под этой жижей, до такой степени, что в кадре бульки последнего вздоха. Вот это было кошмарно, в том смысле, что ты потом не видишь ничего».

Три года режиссер Алексей Козлов скрупулезно работал над лентой. Он изучал секретные документы в архивах, ведь эта катастрофа была вычеркнута из официальных хроник, и вслушивался в каждое слово родственников погибших на барже пассажиров.

Неонила Самохина, внучка военного врача: «У меня не было бабушки, бабушку отняла баржа».

Все, что осталось, — черно-белые фотографии лиц и дневники тех, кто выжил в ту роковую ночь, а их было лишь чуть больше 200.

Больше года дубль за дублем снимали эту картину памяти, эту картину подвига. На премьере первые и очень важные зрители — это родственники тех, о ком сняли фильм. Но сколько осталось еще нерассказанных, неуслышанных историй. Сколько еще нужно снять, и показать, чтобы узнать, что значит 872 дня блокады Ленинграда.

Читайте также