Евгений Миронов рассказал, какую роль в его карьере сыграл Авангард Леонтьев

02.02.2019, 17:00

Народный артист РФ Евгений Миронов рассказал, какой тернистый путь прошел, чтобы попасть в школу-студию МХАТ. Важную роль в его судьбе сыграл наставник Авангард Леонтьев, который занимается педагогикой уже порядка 40 лет.

Однажды выпускник саратовского театрального училища Евгений Миронов решил получить высшее образование у своего земляка Олега Табакова и отправился в Москву поступать в школу-студию МХАТ.

Евгений Миронов: «Показался нескольким педагогам, а на курсе у Олега Павловича Табакова было несколько педагогов. Последний из них мне сказал: „Поезжай в Саратов свой, месяца через три-четыре подготовь еще раз отрывок, приедешь“. Я понял, что если я уеду, то я уже не вернусь. Последний шанс мне подарила заведующая учебной частью. Посмотрела на меня таким материнским взглядом: „Ты знаешь, есть замечательный артист, он педагог на курсе — Леонтьев. Он, может, мне кажется, помочь“. Я говорю: „А как мне с ним связаться?“. Она дала мне телефон».

Миронов договорился о встрече. Но ждал у служебного входа театра «Современик» певца Валерия Леонтьева.

Евгений Миронов: «Я другого Леонтьева не знал. Думаю: ничего себе. Подходит небольшой человек: „Здравствуйте. Вы Миронов?“. Подумал, что Леонтьев послал кого-то. Я не узнал Авангарда Николаевича тогда. Он говорит: „Я Леонтьев“».

Они поднялись в репетиционный зал, где около двух часов Авангард Леонтьев слушал весь его репертуар.

Евгений Миронов: «Видимо, хотел понять природу мою. Потом он назначил уже показ, договорился с Табаковым, и меня взяли».

Сегодня Евгений Миронов уже народный артист страны и руководит Государственным театром Наций. Рядом с ним и его учитель — Авангард Николаевич Леонтьев. Свое необычное имя он получил в честь старшего брата, погибшего на Курской дуге.

На вопрос о том, как жить с именем брата, Авангард Николаевич отвечает: «Хорошо. Лучше, чем не жить».

Авангард Леонтьев: «Меня родили сразу после войны. Поскольку родителям было уже за 40, они, если бы остался братик жив, третьего ребенка уже не рожали».

Авангард Николаевич родился в Москве в семье инженера и домохозяйки. Все детство провел в драмкружке при центральном Доме пионеров. Будущую профессию он выбрал уже в семь лет.

Авангарду Леонтьеву было 22, когда зрители впервые разглядели его в кино и на сцене. За 50-летнюю карьеру он сыграл более 40 ролей на театральных подмостках и создал 70 образов на большом экране. К профессии артист до сих пор не остыл.

Авангард Леонтьев: «Нужно научиться ждать. Меня очень выручала педагогика. Я Табакову, помимо всего прочего, безмерно благодарен за то, что он меня втянул в педагогику и дал мне вторую профессию. И когда у меня не было съемок или ролей в театре, я с таким легким сердцем несся к студентам. Я знал, что мне спешить не надо, что я смогу им отдать все то время, которое мне бы хотелось».

Табаков и Леонтьев познакомились еще студентами в школе-студии МХАТ. Олег Павлович был старше и сразу взял шефство над младшим товарищем, отвергнув имя Авангард, он прозвал Леонтьева Гаврюшей. Табаков позвал Леонтьева в «Современник» сразу же после окончания вуза и потом все время тянул за собой.

Сам Табаков рассказывал, что, когда они вместе с Леонтьевым переоборудовали угольный склад в студию, они неделю мыли там туалет. Олега Павловича очень раздражало, что в «очагах культуры были очень плохие, вонючие и часто немытые туалеты».

Евгений Миронов рассказал программе «Однажды…», что Табаков был очень строгим педагогом и нетерпимо относился к грязным помещениям.

Евгений Миронов: «Бывало он, проходя мимо, когда в театре Табакова в подвале уже были репетиции, видел что-то пыльное, писал неприличное слово и уезжал. Репетиция заканчивалась на этом, пока не отдрают это помещение».

Авангард Леонтьев преподает уже 40 лет. Его имя — гарантия качества, его методика — строжайший секрет. Среди его воспитанников 50 заслуженных и 30 народных артистов страны, в числе которых и суперзвезды: Апексимова, Смоляков, Зудина, Машков, Заворотнюк и Евгений Миронов.

Евгений Миронов: «Когда мы учились, было голодное время. Он покупал нам мешки картошки, завозил в общежитие. Он может в любой момент позвонить студенту и сказать: „Я за тобой заеду в 9:30 утра в воскресенье. Поедем на кладбище“. Какое кладбище? На Новодевичье мы приезжаем, он берет тряпку из багажника, ни слова не говоря, подходит к памятнику Антона Павловича Чехова и начинает его мыть. Дальше мы переходим к бюсту Гоголя».

Сам Авангард Николаевич считает, что не надо ждать от учеников благодарности.

Авангард Леонтьев: «Они имеют право не быть благодарными. Бывают из них такие, которые даже материализуют благодарность — не забывают, позванивают, ролишки подбрасывают, что очень существенно для нашего брата бывает. Приятно такие подарки от них получать, но это необязательно. Они своим ученикам отдадут и своим детям все то, что нужно».

Читайте также