Цветущий фарфор с лепестками роз

21.12.2010, 17:30

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Эрмитаже представили лучшее из собрания музея и работы современных мастеров.

Неувядающее цветочное искусство. В Эрмитаже представили, ставшую уже традиционной, выставку петербургских мастеров фарфора. В этот раз экспозицию посвятили одному из самых популярных видов цветов — розе.

Проект подготовлен музеем вместе с Императорским фарфоровым заводом. Что позволило показать не только старинные произведения искусства, но и работы современных мастеров.

Произведения оценил корреспондент НТВ Павел Рыжков.

На этой выставке большие букеты с розами как никогда символичны. В Арапском зале Зимнего дворца открылась выставка «Фарфор и роза» из цикла «Подношение к Рождеству». Названо так потому, что этот элемент художественной росписи появился вместе с первыми порцелиновыми изделиями в Европе еще в XVIII веке.

Потом так называемый мейсенский букет повторялся многократно многими мануфактурами, в том числе и нашим императорским заводом. Например, предметы из сервиза, который, судя по названию, использовали часто — «Вседневный».

Его создали во времена Екатерины II, копируя известную парижскую посуду. Российские мастера создавали и оригинальные изделия. Некоторые не только никогда не выставлялись, но и в каталогах их не найти.

Наталья Петрова, куратор выставки: «Это работы известного мастера Петра Иудовича Иванова, который делал букет из белых бисквитных цветов, который находится в музее Императорского фарфорового завода. А в данном случае это такая чернильница. Крышечки сделаны из розочек и артишоков. Это не костяной фарфор. Это тоньше».

Императоры и члены их семей заказывали роскошные подарки, чаще к Рождеству. По приказу Николая Павловича был изготовлен знаменитый сервиз «Коттедж» из 530 предметов. Сегодня на фарфоровом заводе делают по специальному заказу несколько меньший набор, но лепестки роз есть и здесь.

Фарфоровые изделия выставлялись не только на стол, но и становились частью царского интерьера. Ремесло росписи передавалось по наследству десятки лет.

Наталья Петрова, куратор выставки: «У нас здесь две вазы работы Константина Красовского. Это последний представитель династии Красовских на императорском заводе. Выставленная ваза-кашпо предназначалась для того, чтобы ставить горшки с цветами. И ваза- лампа. Это ваза черного крытья».

Роза как декоративный элемент пережила смену строя и даже вписалась в новую стилистику, которая должна была служить советской пропаганде. Изображение розы использовали в написании официального названия революционной республики. Монограмма РСФСР составлена из розочек. И даже фарфоровый морячок получился с розой во рту.

Потом розу художники умудрялись совмещать даже с главными символами советской власти — красной звездой, серпом и молотом. А ведь этот геральдический знак власти позаимствован из христианского учения.

Красная роза имела значение стигматов страданий Христа, белая — невинности девы Марии. А розовая обозначала первую любовь. Цветок на фарфоре никогда не использовали на Востоке и в Китае — на родине фарфора.

Там главным элементом были хризантемы и другие цветы. Интересно, что и современные художники уже в XXI веке, создавая самые причудливые формы, не могут обойтись без этого нежного символа.

Читайте также