Глава Кабинета вышел на прямую связь

16.12.2010, 13:01

Видео программы «Сегодня»

«Прямая линия» с премьером уже стала традицией. Глава кабинета общается в таком формате уже девятый раз.

«Прямая линия» с премьером уже стала традицией. Глава кабинета общается в таком формате уже девятый раз. Телевизионную трансляцию ведет канал «Россия». Еще до начала эфира поступили десятки тысяч обращений, передвижные студии работают также в регионах, передает НТВ. Уже традиционно вначале «прямой линии» премьер вкратце подводит итоги года: в российской экономике наметился рост, на докризисный уровень выйдем через год-полтора.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Несмотря на то, что реальная, хочу подчеркнуть, за вычетом инфляции заработная плата в прошлом году упала на 3,5%, все-таки реальные доходы населения в целом выросли немного — на два с небольшим процента. За счет чего? За счет решения по бюджетникам. В конце 2008 года в декабре мы увеличили Фонд оплаты труда и за счет повышения пенсий более чем на 24%.

Реальные доходы населения выросли на два с небольшим. Но в этом году выросли и реальные заработные платы. В прошлом году — минус 3,5%, в этом году — плюс 4,2%. Соответственно, подросли и общие реальные доходы населения. Имею в виду, что и пенсии выросли существенно. В прошлом году на 24%, это приличный рост, а в этом году на 44,9, почти на 45% выросли пенсии.

Они у нас были 5333 рублей, а теперь составляют 7800 рублей и даже больше. Тоже не ахти, не золотой дождь, но все-таки это уже прилично. У нас не осталось пенсионеров, которые живут за чертой бедности. По оценкам различных экспертов, мы восстановим уровень ВВП докризисный в конце 2012 года. Некоторые говорят, что в конце 2011-го. Я думаю, что будет, как обычно, где-то посередине. Где-то в первой половине 2012 года мы должны выйти на докризисный уровень».

Ведущий: «То есть можно говорить о том, что в 2011 году перелом будет. Перелом, наверное, слишком сильное слово пока, да?»

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Мне кажется, что перелом уже происходит. Вот смотрите: было падение ВВП на 7,9, а сейчас у нас плюс 3,4%. В целом тенденция явно носит переломный характер. Главное ее сохранить».

Много вопросов поступило относительно беспорядков, которые произошли в Москве и Петербурге. Комментируя ситуацию, Путин отметил, что необходимо самым жестким образом пресекать любые проявления экстремизма, но подчеркнул, что «мазать всех одной краской нельзя».

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Нужно пресекать проявление экстремизма со всех сторон, откуда бы они не исходили. И нельзя общей краской мазать ни кавказцев, ни людей других национальностей, хотя такой национальности как кавказец нет. Вообще нельзя никого мазать общей краской, но нужно жестко пресекать любые крайние проявления. И наша общественность, в том числе и либеральная общественность, должна понимать, и мне кажется, что это все почувствовали: порядок должен быть. И его нужно поддерживать.

Государство на то и существует, чтобы обеспечить интересы большинства. Это первое. Второе: мы много справедливой критики высказываем в адрес правоохранительных органов. Неслучайно и реформы намечены такие серьезные в этой сфере. Но, проводя борьбу с негативными проявлениями в органах правопорядка, в том числе и милиции, и здесь нельзя всех мазать одной черной краской. Нужно понять, что эти органы власти исполняют важнейшую функцию в государстве. И нельзя опускать их ниже плинтуса, а то придется нашей либеральной интеллигенции бороденку сбрить, самим надеть каску и — вперед на площадь воевать с радикалами.

Я думаю, что это худший вариант развития событий. Потому что своим делом должны заниматься все люди, каждый на своем месте. Самое главное: все люди, все граждане России, любого вероисповедания и любой национальности должны осознать, что мы — дети одной страны. И чтобы чувствовать себя комфортно на всей территории, нужно вести себя соответствующим образом — так, чтобы кавказец не боялся выходить на улицы Москвы, а наши граждане славянских национальностей не боялись проживать в северокавказских республиках».

По словам Путина, самым сложным за последний год для него самого стали лесные пожары, которые летом охватили сразу несколько регионов. На прямой связи Владимирская область, село Иватино, жители которого также потеряли свои дома. Там жилье, как и в других пострадавших поселках, уже восстановлено.

Премьер рассказал про изменения в Лесном кодексе, а также тенденции в формировании тарифов ЖКХ в возведенных заново деревнях и в целом по стране.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «В позапрошлом году у нас рост тарифов составил около 20%. В этом году в целом по стране, несмотря на всплески в начале года, нам удалось удержать где-то на уровне 15%. В следующем году планируется рост не более 13% в среднем, повторяю, в среднем по стране.

Но если в вашем случае действовать экономно, то и эти расходы можно сократить. Но конечно, при получении новой инфраструктуры, достаточно комфортной, за это придется платить. Правда, я не знаю даже… Одно дело — топить углем, скажем, либо дровами, а другое дело — использовать газ. Я не уверен, что газ всегда дороже. Скажем, он гораздо дешевле, чем дизельное топливо, и там, где стояли котелки на дизельке, теперь будет безусловное снижение расходов».

Спросили премьера о том, как навести порядок в сфере ЖКХ.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Что происходит на практике? На практике происходит следующее: местные власти недофинансируют эту сферу. Своевременно тарифы не повышают, хочется быть такими белыми и пушистыми перед своим микрорайоном, городом, либо поселком. Вовремя этого не делают, потом загоняют в тупик. Тук — резкий удар, как было в начале прошлого года. Вынуждены повышать.

Сети разрушаются, система недофинансирована, но не только это, конечно. Вторая важнейшая проблема — монополизация этого рынка. К сожалению, в очень многих муниципалитетах работают, надо прямо сказать, местные прикормленные предприятия коммунального хозяйства, которые, по сути, выставляют людям монопольную цену на свои услуги, не улучшая качество предоставляемых услуг. Второе важнейшее направление работы — это демонополизация рынка».

Премьеру задали вопрос в связи с событиями в кубанской станице Кущёвской — может ли подобная трагедия повториться в стране?

Владимир Путин: «Что касается той ужасной, просто ужасной ситуации в Кущёвской, да и в Гусь-Хрустальном, то здесь дело не только в органах внутренних дел. Здесь дело совсем в другом — все органы власти оказались несостоятельными.

Ведь там что, разве одна милиция работает? А где прокуратура? А где Федеральная служба безопасности? А где служба по борьбе с наркотиками? Где суды, которые должны были принимать соответствующие решения? Я считаю, что это провал всей системы правоохранения. А местные региональные органы власти, они где были? Они что, ничего не видели что ли?

Поэтому сигнал очень серьезный. Еще один сигнал для того, чтобы общество встряхнулось, и власть встряхнулась на всех уровнях, в том числе на федеральном. И повнимательнее посмотрела, что у нас происходит в регионах.

Понимаете, в свое время меня долго и много критиковали, и до сих пор продолжают критиковать за изменение порядка приведения к власти губернаторов в регионах Российской Федерации. Ведь одним из побудительных мотивов изменения этого порядка было как раз недопущение до власти криминала.

Потому что, к сожалению, в наших условиях еще недостаточно эффективного гражданского общества при так называемых прямых выборах за спиной почти каждого кандидата вставал криминал. И своими неучтенными, „черными“ деньгами подчас достаточно эффективно влиял на ход предвыборной кампании и на ее результаты.

И когда теперь кандидатов в губернаторы предлагает президент, но за него должны проголосовать или не проголосовать местные депутаты, это все-таки более или менее ограждает общество от проникновения криминала хотя бы на этот высокий региональный уровень управления.

В муниципалитетах пока, к сожалению, не так. Там у нас прямые выборы руководителей. И, к сожалению, влияние криминала продолжается. У меня есть собственные соображения, без отмены выборов, конечно, — на муниципальном уровне не нужно этого делать, но необходимо внимательней относиться к этим процессам».

И вновь социальная тематика. Главу правительства спросили о том, почему учителя в России получают такие низкие зарплаты.

Владимир Путин: «Какой выход? Три пути решения этой проблемы. Первый и самый простой, и это безусловно нужно делать, — просто повышать уровень доходов учителей, повышать заработную плату. Это первое, но этого недостаточно. Нужно структурировать сеть. У нас количество учащихся падает, а сеть остается достаточно большой. Я отдаю себе отчет в том, что говорю, и наверняка знаю, что скажут: ну вот, школы будут закрывать.

Специальной программы закрытия школ нет и не будет никогда. Просто количество школ должно соответствовать количеству учеников. Следующее направление — это переход на новые формы оплаты труда. Что это такое? Мы тоже об этом много раз говорили: определяется определенный объем денежных средств, который нужен школе, эти средства отдаются напрямую учебному заведению, чтобы родительский комитет, общественность, директор школы могли принять решение об оптимизации расходов, связанных с теплом и электроэнергией, с новыми стройками, ремонтами, с содержанием обслуживающего персонала. А высвободившиеся средства направить на повышение денежных доходов учителей».

Жительница Иркутска сформулировала свой вопрос таким образом: «Как Владимир Путин может прокомментировать дело Михаила Ходорковского, и какие у премьера любимые собаки?»

Владимир Путин: «У меня две любимые собаки. Я не знаю, какую из них вы имеете сейчас в виду. Что касается благодарных бабушек, то, да, действительно, мы все, я считаю, в долгу перед гражданами России старшего поколения. И мы эти долги должны отдавать. Мы еще не все сделали для них, хотя пытаемся делать, и кое-что получается.

Что касается Ходорковского, то я уже высказывался много раз на этот счет. Если вы считаете, что я должен сказать еще что-то по этому вопросу, то могу сказать. Я так же, как известный персонаж Владимира Высоцкого, считаю, что вор должен сидеть в тюрьме. А в соответствии с решением суда Ходорковскому вменяется в вину достаточно солидное хищение.

Речь идет о неуплате налогов и мошенничестве. И счет идет там на миллиарды рублей. Правда, есть и личная неуплата налогов, что очень важно. Но то обвинение, которое мы предъявляем, там сейчас счет идет уже на сотни миллиардов рублей: 900 — в одном случае, во втором — 800 миллиардов рублей.

Если мы посмотрим практику других стран, господин Мэдофф в США получил за аналогичное преступление (да и деньги, примерно, такие же) 150 лет лишения свободы. У нас, по-моему, гораздо все либеральнее смотрится. Тем не менее мы должны исходить из того, что преступление господина Ходорковского в суде доказано.

Кроме всего прочего, еще раз хочу повторить и напомнить, что руководитель службы безопасности ЮКОСа сидит в тюрьме за убийство. Не понравился им мэр Нефтеюганска Петухов — убили. Женщина в Москве не отдала им помещение, которое они хотели забрать, — убили. Киллера, которого наняли, — убили. Мозги только одни нашли в этом гараже.

Что, руководитель службы безопасности сам, по собственной инициативе все эти преступления совершил? Так что есть суд, и он у нас, как известно, один из самых гуманных в мире, это его работа. И я исхожу из того, что доказано судом».

Читайте также