Бутафорская еда: как рекламщики заставляют нас раскошелиться на продукты

29.12.2018, 18:36

Видеосюжет: Олег Солнцев (@osolncev)
Видео программы «Центральное телевидение»

Профессиональные рекламщики идут на любые ухищрения, чтобы заставить расстаться с деньгами даже самых экономных. В рекламе продуктов, например, почти нет натуральных ингредиентов. Это самый большой секрет маркетологов, которые занимаются едой. И не только российских. Наши лишь повторяют западных коллег.

Фудстилисты, так называется эта профессия, штампуют торты, пирожные, гамбургеры, картофель-фри, сыр и колбасу из гипсокартона, монтажной пены, шпаклевки, клея и дерева. А разлетаются эти муляжи по всему миру словно горячие пирожки.

Мария Мамоурян, владелица фирмы по производству искусственной еды (Канада): «Наши заказчики — владельцы кафе, ресторанов, фабрик, производящих продукты. И все они, хотя бы раз использовав в рекламе ненастоящие продукты, с натуральными больше никогда не связываются, потому что выручка сразу подпрыгивает».

На фото и видео такие продукты выглядят лучше натуральных. А рекламщики знают, что еду мы выбираем глазами. Красивая картинка способна увеличить потребительскую активность более, чем на 80%.

Но если это все действительно обман, то где аресты и штрафы? Это ведь не может быть законным! Однако юристы разводят руками. Во-первых, на обратной стороне меню часто бывает предупреждение о фальшивке.

Сергей Афанасьев, адвокат: «Может быть какая-то сноска, галочка, звездочка, которая будет говорить, что изображение этого блюда является художественным, рекламным и может не соответствовать по размеру, внешнему виду тому, что реально принесут. Тогда тут никакого обмана потребителя нет».

Во-вторых, контролирующие органы просто не могут проверить рекламный ролик или буклет на правдивость — разрезать курицу, глотнуть клея из тарелки с кашей. И хотя в большинстве ресторанов посетитель и не сможет получить обещанного на красивых картинках продукта, конфликтовать осмелится один из десяти. Остальные обиду проглотят в силу своего воспитания. На это и рассчитывают те, кто заманивает фальшивыми снимками. До суда все равно не дойдет — вреда здоровью нет, а блюдо с готовностью переделывают.

А ведь изначально бутафорскую еду снимали без злого умысла. 50 лет назад телекамеры были проще, вкус и сочность натуральных продуктов разглядеть и передать они могли с трудом. Поэтому рекламные плакаты и этикетки рисовали художники-иллюстраторы. И чтобы сделать блюдо аппетитным на фото и видео, приходилось идти на уловки. Вот только камеры со временем стали намного лучше, а рекламщики до сих пор кормят нас с экранов все теми же пельменями из полипропилена.

Но есть такие продукты, рекламу которых, оказывается, просто невозможно сделать не мухлюя. Например, шоколад. Чем его подменяют? На что нас в действительности заставляют пускать слюнки? Как отличить натуральные сладости от ядовитой выдумки по телевизору? И могут ли настоящие молоко, пиво и колбаса хорошо выглядеть в кадре? Об этом завтра в программе Нашпотребнадзор в 13.00.

Читайте также