Началась расшифровка «черных ящиков» Ту-154

05.12.2010, 08:00

Видеосюжет: Евгений Голованов
Видео программы «Сегодня»

Эксперты начали расшифровку «черных ящиков» Ту-154, который накануне совершил аварийную посадку в Домодедово.

Этой ночью эксперты начали расшифровку «черных ящиков» Ту-154, который накануне совершил аварийную посадку в Домодедово. Лайнер «Авиалиний Дагестана» летел из «Внуково» в Махачкалу, его пришлось сажать в ближайшем аэропорту после отказа двигателей. Самолет выкатился за пределы полосы, врезался в холм и развалился на части.

Погибли два человека. По данным информационных агентств, один из них — брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов. И, как стало известно, именно этим бортом три недели назад на игру в Воронеж летела сборная Бельгии по футболу. Эту информацию генеральный директор «Авиалиний Дагестана» привел в качестве подтверждения того, что лайнер соответствовал всем международным стандартам.

Компания отрицает версию о технической неисправности. Первые данные из «черных ящиков» удастся получить только через сутки, а пока свидетельства тех, кто летел этим рейсом, и комментарии специалистов о том, что случилось с самолетом, собрал корреспондент НТВ Евгений Голованов.

Глядя на кадры, снятые кем-то из пассажиров, понимаешь, что выжившие родились даже не в рубашке, скорее, в бронежилетах.

Хезри, пострадавший: «Такой жесткий посадка. И шум, и гам, и скамейки, и все».

Хезри этим рейсом сопровождал на родину гроб с телом своего покойного брата, но сам едва не погиб. Из 160 пассажиров самолета «Дагестанских авиалиний» в списке пострадавших более 80 человек. У них в основном переломы и ушибы внутренних органов. Наиболее серьезные травмы получили те, кто сидел в передней части салона. На нее и пришелся основной удар о землю.

Но, по словам самих пассажиров, многие были ранены не только во время посадки, но и при эвакуации. Аварийные трапы не раскрылись, и пока не подоспели спасатели, люди в панике были вынуждены прыгать на землю, усеянную обломками, давя друг друга.

Жанна Арсланалиева, стюардесса: «Ну, паника поначалу была. Успокаивали. Просили их оставить вещи, потому что они все бежали со своими вещами и уже начали эвакуироваться через выходной люк, потому что это самый быстрый выход».

Стюардесса по имени Жанна помогала пассажирам покидать самолет, не обращая внимания на страшную боль в вывихнутом плече. Со всех сторон звали на помощь.

Фатима, пострадавшая: «Кто в левой стороне летел у них этот, там все разорвалось это. И всех можно было бы спасти. А которые были с этой стороны — все друг на друге лежали. Моя дочка в реанимации. Перелом шейного позвонка».

Джафар, пострадавший: «Главное, что живы остались. Ушибы, ушибы. Летчики молодцы, посадили самолет, хоть как-то сохранили людей».

Ту-154 вылетел из московского аэропорта «Внуково» в третьем часу дня и взял курс на Махачкалу. Но уже спустя 30 минут пилоты запросили у диспетчеров аварийную посадку. У самолета поочередно отказали все три двигателя. Вдобавок ко всему приказали долго жить генераторы и навигационное оборудование.

Елена Галанова, пресс-секретарь аэропорта Домодедово: «Видимость на аэродроме была нормальная, но была очень низкая облачность, поэтому он сначала ударился о землю, затем он пересек взлетно-посадочную полосу и ушел опять в землю».

Самолеты этого типа даже с заглохшими двигателями способны планировать до 150 километров, и это далеко не первый случай.

Дмитрий Колесник, руководитель общественного интернет-проекта: «Известны случаи посадки полностью без двигателей „Боинга-767“, а кто-то из „Эйрбасов“ садился полностью без двигателей. Но сами по себе двигатели отказывают крайне редко.

Отказ трех двигателей вообще вещь нереальная и невозможная. Скорее, самолет собьет упавший метеорит, вот. Обычно это связано с нарушением в работе топливной системы. Заканчивается топливо, и прекращается его подача в двигатели».

Когда это происходит, при посадке пилотам остается уповать только на тормозную систему шасси. Но, чтобы остановить лайнер весом почти в 100 тонн, этого недостаточно. Без реверса самолет замер, лишь зарывшись в грунт и уткнувшись в небольшой холм в считанных метрах от бетонного забора.

Валерий Окулов, заместитель министра транспорта РФ: «Самолет произвел посадку с массой, значительно превышающей максимально допустимую. То есть он только взлетел и сразу произвел посадку, он еще не выработал топливо. Поэтому неслась вот такая махина с очень большой кинетической энергией».

Фюзеляж Ту-154 аварийной посадки не выдержал. Самолет буквально развалился на части, но не вспыхнул, хотя баки были полны топлива. Это еще одно чудо и не просто техническое.

Дмитрий Колесник, руководитель общественного интернет-проекта: «Перед посадкой аварийной бортинженер перекрывает пожарные краны, специальные клапаны, которые отсекают топливную магистраль, и подает инертный газ в топливные баки под давлением. И это очень сильно снижает опасность возгорания».

В Домодедово развернули оперативный штаб. Специалисты приступили к расследованию причин аварийной посадки. С самолета для расшифровки сняли бортовые самописцы, топливо взяли на экспертизу. В авиакомпании, которой принадлежит самолет, недоумевают: по их оценке, воздушное судно находилось если не в идеальном, то уж в удовлетворительном техническом состоянии точно.

Мирза Омариев, генеральный директор авиакомпании «Авиалинии Дагестана»: «Это самолет, который прошел капитальный ремонт в 2009 году. Это редкое явление для такого типа самолетов. Их в принципе перестали ремонтировать, но данный самолет прошел капитальный ремонт. Все агрегаты, блоки ресурсные обслужены».

В Москву из Махачкалы уже прилетел резервный борт. Он должен забрать пассажиров злополучного рейса, не нуждающихся в медицинской помощи. Минувшую ночь они провели в гостинице аэропорта.

По данным Минздравсоцразвития, в этой аварии пострадали 87 человек, 55 из них госпитализированы. На сайте министерства опубликован список раненых, они находятся в больницах Москвы, Домодедово и города Видное. Уточнить информацию о состоянии пострадавших, а также получить психологическую поддержку можно по телефонам «горячей линии».

Правительство Дагестана выплатит семьям погибших компенсации по 250 тысяч рублей, раненым — от 30 до 150 тысяч, плюс страховка от авиакомпании. Ее сумма уточняется.

Читайте также