Большой охвачен золотой лихорадкой

02.12.2010, 16:19

Видео программы «Сегодня»

Реставраторы приступили к сбору знаменитой трехъярусной люстры Большого театра.

Зрительному залу Большого театра возвращают его главное украшение. Реставраторы приступили к сбору знаменитой трехъярусной люстры. Впервые она зажглась в главном театре страны почти полтора века назад.

На ее реставрацию потребовалось четыре года. Специалисты обновили тысячи хрустальных подвесок, а сейчас — один из важных этапов, на люстру бережно наносят позолоту.

За процессом следил корреспондент НТВ Владислав Сорокин.

Большой театр охвачен золотой лихорадкой. Теперь помимо строителей здесь чуть ли не на каждом квадратном метре работают реставраторы-художники с кисточками и золотыми книжками.

Ирина Чаланова, руководитель художественных мастерских: «Один лист тоньше человеческого волоса».

Чтобы озолотить Большой, специалистов собрали со всей страны. Оказалось, что найти экспертов, знакомых с технологией полиментной позолоты, не так-то просто. Метод этот был распространен 100 лет назад, но с тех пор его практически не использовали, хотя именно эта техника дает самый лучший золотой результат. Правда, есть свои издержки. Например, необычные материалы: в качестве основы — специальная глина, а клей из протухших яиц и водки.

Ирина Чаланова, руководитель художественных мастерских: «Куриный белок ставят в теплое место и выдерживают 40 суток для протухания. Чтобы клей начал работать, мы этот белок смачиваем раствором водки. И накладывается лист золота. Потом, спустя 2–3 часа мы его полируем».

Выражение «на вес золота» здесь теряет свой смысл. Это золото сусальное, дороже обычного. Поэтому время от времени в Большом появляются контролеры, которые замеряют расход драгоценного металла. По нормативам, нахлест одного золотого листа на другой не должен быть больше, чем полтора миллиметра.

Самые сложные работы связаны с гигантской люстрой из зрительного зала. Сама люстра весит 2 тонны и снять ее всю невозможно. Поэтому люстру фактически разобрали на мелкие детали, чтобы позолотить каждую отдельно.

Михаил Сидоров, представитель генерального подрядчика реконструкции и реставрации Большого театра: «Каждый оригинальный элемент люстры был отзолочен и в дальнейшем его приняла комиссия для того, чтобы, во-первых, утвердить качество техники исполнения золочения, во-вторых, расход золота на каждый из элементов».

Казалось бы, люстра… Что в ней такого особенного? Но именно она может пролить исторический свет на один любопытный факт. Оказывается, партер не всегда был самым престижным местом в театре. Во-первых, когда-то партер был стоячим. Во-вторых, людям, которые находились в нем, время от времени нужно было чем-то закрывать свою голову, потому что с той самой исторической люстры на них то капало масло, то летели стекла. Когда свечи на люстре решили заменить на газовые горелки, то они так сильно раскаляли стекло, что плафоны просто лопались.

К огромной люстре в Большом питают особые чувства. Из 15 тысяч хрустальных частей заменили 90%. Старую позолоту в четыре слоя сняли полностью. И уже через месяц огромный светильник обещают собрать в новом золотом виде. Остальные интерьеры, включая царскую ложу, закончат примерно к тому же времени. Реставраторы и строители начинают ускоряться, ведь до открытия Большого осталось меньше года.

Читайте также