Встреча на высшем уровне

01.12.2010, 19:05

Видео программы «Сегодня»

Россия будет и дальше добиваться отмены визового режима с Евросоюзом. Об этом в Астане заявил Дмитрий Медведев на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Россия будет и дальше добиваться отмены визового режима с Евросоюзом. Об этом сегодня в Астане заявил Дмитрий Медведев на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Крупнейшее региональное объединение за последние годы явно утратило часть своего влияния — предыдущий саммит ОБСЕ, например, прошел больше 10 лет назад. И вот теперь евразийские лидеры попытались вдохнуть в организацию вторую жизнь.

Корреспондент НТВ Сергей Холошевский передает из столицы Казахстана.

Аэропорт Астаны работал в эти дни только на прием высоких гостей. А казахи так прониклись событием, что даже стали называть в его честь новорожденных детей. Семья Молдабековых назвала малыша по-простому — Саммитом.

Встречу на высшем уровне здесь уже называют достижением. Последний саммит в таком формате проходил еще в 1999 году в Стамбуле. Спустя 11 лет Нурсултан, Назарбаев, потратив 11 миллионов евро, решил собрать мировых лидеров посреди снежной степи в новой столице Казахстана и объявить о том, что ОБСЕ не умерла и даже будет преображаться.

Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана: «Речь идет о формировании единого пространства безопасности в границах четырех океанов: от Атлантического до Тихого, от Северного-Ледовитого до Индийского. Астанинский саммит восстанавливается прерванную на 11 лет после Стамбула традицию проведения встреч на высшем уровне».

Казахстан, впрочем, как и Россия, ждут от ОБСЕ, как здесь дипломатично выражаются, преодоления негативных тенденций. Другими словами, самая представительная организация в Евразии по обеспечению безопасности в последние годы этой безопасностью и не занимается.

Чего стоит фактический провал всех усилий ОБСЕ во время осетино-грузинского конфликта в августе 2008 года. Мир меняется быстрее, чем ОБСЕ. Об этом сегодня в своем выступлении говорил Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев, президент России: «Может быть, самым важным является разработка единых принципов урегулирования конфликтов. И придерживаться их нужно во всех кризисных ситуациях, а не в каких-то избирательных случаях.

Это неприменение силы, достижение согласия самими сторонами, уважение согласованных переговорных и миротворческих форматов, обеспечение прав гражданского населения, оказавшегося в зоне конфликта.

Я повторю, что урегулирование по таким вопросам действительно должно быть абсолютно мирным. Применение военной силы, как это пыталось сделать руководство Грузии в отношении Южной Осетии в августе 2008 года, является абсолютно недопустимым».

О том, что инструменты ОБСЕ устарели, говорят не только в Москве.

Франсуа Фийон, премьер-министр Франции: «События во время осетино-грузинского конфликта в августе 2008 года повергли Европу в шок. И все мы знаем, что ОБСЕ не смогла адекватно отреагировать на сложившуюся непростую ситуацию».

Борис Тадич, президент Сербии: «Мы не признаем одностороннее провозглашение независимости Косово ни прямо, ни косвенно. Мы продолжаем верить, что на пространстве ОБСЕ не может быть взвешенного решения по такому важному и чувствительному вопросу без согласия всех стран-участниц».

США хотя и выступают за территориальную целостность Грузии и до сих пор, как ни странно, верят на слово президенту Саакашвили, но при этом именно ОБСЕ, по мнению госсекретаря, должна сыграть главную роль в обеспечении мира в этом регионе. Москва же настаивает на разработке принципиально нового договора о европейской безопасности и выступает за свободу передвижения и либерализацию визовых режимов.

Дмитрий Медведев: «Еще в 1975 году лидеры стран — участниц договорились облегчать визовые процедуры, на 1989 год было принято решение рассматривать вопрос об отмене въездных виз. Но, к сожалению, воз и ныне там. И это на самом деле достаточно большая проблема, которую мы обсуждаем в рамках наших отношений, скажем, с Евросоюзом и готовы действовать и дальше в этом направлении».

В общем, если говорить об ОБСЕ, то пациент скорее жив, чем мертв. И сегодня в Астане на высшем уровне было заявлено, что лидеры и представители 56 стран не теряют надежду сделать из этой организации что-то стоящее.

Читайте также