Строгие методы обучения

29.11.2010, 13:04

Видеосюжет: Михаил Антропов
Видео программы «Сегодня»

Громким скандалом обернулась проверка в одном из детских домов Волгоградской области. Ее результаты потрясли даже работников прокуратуры.

Громким скандалом обернулась проверка в одном из детских домов Волгоградской области. Ее результаты потрясли даже работников прокуратуры.

Выяснилось, что в интернате действовали свои не совсем обычные методы воспитания. За провинности и нарушения воспитанников отправляли в психиатрическую лечебницу. При этом наказанию подвергались здоровые дети. Но в интернате считают, что действовали в рамках закона. В том, что происходило за стенами детского дома, разбирался корреспондент НТВ Михаил Антропов.

Волгоградский детский дом окружает бетонная ограда трехметровой высоты. Вроде бы и не режимная территория. По словам руководства, сплошной забор вокруг надежно защищает воспитанников от негативного воздействия улицы. Как утверждает прокуратура, надежно эта ограда скрывала и полную беззащитность детей сирот перед своими воспитателями.

За нарушение дисциплины — принудительное лечение у психиатра. Такая воспитательная мера, как выяснила прокурорская проверка, применялась здесь неоднократно, начиная с 2008 года. Воспитанницы детского дома согласились рассказать, как это было, но попросили не показывать лица.

Воспитанница Волгоградского детского дома: «Если больше трех раз сбегаешь из детского дома, не появляешься трое суток, то уже отправляют в психушку».

Прокуратура установила, что нарушителей внутреннего распорядка в психиатрическую психбольницу отправляли группами. От трех до шести человек. В зависимости от числа провинившихся. При этом не было ни комиссионного заключения врачей психиатров, ни решений суда, необходимых в этом случае.

Александр Русяев, заместитель прокурора Волгоградской области: «Установлено, что директор детского дома направляла неугодных для персонала воспитанников в государственные учреждения здравоохранения: Волгоградская областная наркологическая больница и Волгоградская областная психиатрическая больница №5. Там они подвергались принудительному лечению при отсутствии законных оснований.

Поводом для госпитализации подростков являлись, как правило, самовольные уходы и другие рядовые нарушения, скажем так, дисциплины детского дома. В качестве так называемых воспитательных мер руководством образовательного учреждения практиковались помещение детей в медицинский изолятор, применение препаратов психотропной группы аминазин без назначения врача».

Воспитанница Волгоградского детского дома: «Если аминазин пить, то ты сильно хочешь спать, дают успокоительные таблетки, чтобы успокоить нервы, и все такое. Я не знаю, какие там таблетки дают, но я знаю точно, что там был аминазин».

Врачи психиатрической больницы, куда детей направляли на принудительное лечение, общаться на эту тему отказываются категорически.

Врач психиатрической больницы: «Вам здесь не стоит находиться без ведома главного врача. И связываться с ним, я думаю, не стоит. Я считаю, ребят, вы противоправно действуете. Пожалуйста, освободите территорию».

В ходе проверки стало известно, что детей незаконно направляли не только на лечение к психиатрам, но еще и к наркологам.

Воспитанница Волгоградского детского дома: «За курение отправляют в наркологичку, хотя в наркологию отправляют только из-за того, что дети пьют. А нас отправляют за курение. Я курю, хотя в наркологичке то же самое, что и тут — мы можем выйти покурить».

По словам воспитателей учебного заведения, они ничего не знают о том, что здесь нарушались права детей.

Нелли Стерликова, педагог-организатор Волгоградского детского дома: «Это нереально, как может педагог куда-то отправить ребенка? Это глупости. Я этого не подтверждаю».

Педагог Волгоградского детского дома: «Я здесь работаю и с такими фактами не сталкивалась. У нас хорошие детки».

Директор детского дома в телефонном разговоре не стала отрицать — за помощью к психиатрам и наркологам им приходилось обращаться. По ее словам, делалось это в рамках закона.

Алевтина Крапивина, директор ГОУ «Волгоградский детский дом»: «Я не очень понимаю, почему такой вопрос возникает. Психиатрия, наркология — это разделы медицины. И мы по своей должностной инструкции, по уставу, по типовому положению об учреждении для детей сирот обязаны оказывать медицинскую помощь своим воспитанникам».

По результатам прокурорской проверки, скорее всего, будет возбуждено сразу несколько уголовных дел. По статье 127 — «Незаконное лишение свободы» и статье 128 — «Незаконное помещение лица в психиатрический стационар». Отвечать на вопросы следствия, возможно, предстоит не только директору детского дома, но и главным врачам психиатрической и наркологической больницы.

Читайте также