Она пленила все театры мира

20.11.2010, 08:05

Видео программы «Сегодня»

Майя Плисецкая отмечает юбилей. Она покорила Большой, едва зайдя на сцену, а затем пленила все ведущие театры мира.

Сегодня Майя Плисецкая отмечает юбилей. Она покорила Большой, едва зайдя на сцену, а затем пленила все ведущие театры мира. Плисецкая способна завоевать публику одним грациозным движением, недаром ее руки сравнивают с лебедиными крыльями, а феноменальное творческое долголетие Майи Михайловны вошло в историю балета.

О самых ярких моментах биографии выдающейся балерины рассказывает корреспондент НТВ Анастасия Литвинова.

Майя Плисецкая начала танцевать в кордебалете в 1943-м. Уже через несколько лет стала прима-балериной и исполняла на сцене Большого театра только главные партии. Отца Плисецкой расстреляли в 1938-м, и до самой хрущевской «оттепели» она считалась дочерью врага народа, тем не менее, танцевала на дне рождения Сталина. Казалось, в советском театре такой сюжет не увидишь. Но это тот случай, когда талант нельзя было не заметить.

Владимир Васильев, народный артист СССР: «Майя Михайловна поменяла эстетику женского танца, а это очень важно. Именно после нее балерины стали танцевать широко, занимая огромное пространство. И линии после Майи Плисецской у них стали беспредельные. То есть стремились они к этому, но все равно такого, такой органики, которой обладала Майя Плисецкая, я вообще не видел ни у кого».

После того, как Плисецкая исполнила партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», балетные критики сравнили ее руки с настоящими крыльями. Про «Кармен» советские цензоры сначала сказали, что из героини испанского народа Плисецкая сделала женщину легкого поведения, а потом ее танец во всем мире признали самым страстным и ярким.

Людмила Семеняка, народная артистка СССР: «Когда вы произносите „Майя“, я думаю, что у большинства людей возникает ассоциация только с Плисецкой. И это же не просто так, это какая-то магия имени, которая родилась из всего того, из чего состоит талант этой женщины».

Раньше считалось, что в 30 лет балерина должна закончить карьеру и уйти на пенсию, но Плисецкая изменила это негласное пенсионное законодательство. Когда она танцевала «Кармен» в Большом театре, ей уже было 42 года. В 47 она исполняла главную партию в балете «Анна Каренина». И в 60, и даже в 70 Майя Плисецкая продолжала блистать на сцене.

Галина Степаненко, народная артистка России: «У Майи Михайловны природные данные великолепные. Бог одарил ее всеми, так сказать, красотами. Она имела огромный, мощный прыжок, удивительно гибкое тело, стремительные вращения, и все это она использовала в танце. И у нее необыкновенно выразительные, пластичные руки были. И все это ей дало возможность с блеском исполнять весь классический репертуар, который шел в театре».

Она была любимой моделью Пьера Кардена. За ней ухаживал Роберт Кеннеди. И, конечно, уже много лет Майя Плисецкая — единственная муза и жена композитора Родиона Щедрина. Они вместе всегда и везде. Он специально для нее пишет музыку, присутствует на всех ее выступлениях, а она — на всех его концертах. Два года назад известная пара отметила на сцене Московской консерватории свою золотую свадьбу.

Читайте также