Ленинград в жизни кинолегенды

12.11.2010, 18:20

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На «Ленфильме» Людмила Гурченко, отмечающая сегодня юбилей, снялась в 28 картинах. По ее признанию, киностудия протянула ей руку помощи в самый драматичный момент ее жизни.

Сегодня отмечает юбилей Людмила Гурченко. Это имя не требует никаких эпитетов. У каждого оно вызывает свои чувства и ассоциации. А ее популярность давно перешагнула пределы России.

На «Ленфильме» Людмила Марковна снялась в 28 картинах. И по признанию самой актрисы, киностудия протянула ей руку помощи в самый драматичный момент ее жизни. 25 лет назад в прокат вышла картина, в которой прообразом главной героини стала сама Людмила Гурченко.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков о том, как создавался фильм.

Эти кадры — самые биографичные из всех фильмов, в которых когда-либо снималась Людмила Гурченко. В картине «Аплодисменты, аплодисменты» драматическая история актрисы списана с судьбы самой кинозвезды. Причем самой Людмилой Гурченко. Режиссер фильма Виктор Бутурлин спустя четверть века впервые признался, как создавалась кинолента.

Виктор Бутурлин, режиссер-постановщик: «Были куски совершенно замечательные, когда Людмила Марковна импровизировала в кадре, рассказывая о себе и каком-то определенном событии. И этим мы все время напитывали картину. И я, конечно, подсознательно все время тянулся к тому, чтобы рассказать о ней. Она уже тогда было знаменитой, сверхзнаменитой, а между тем о ней картин не было».

Такая картина не могла не появиться именно на «Ленфильме», где, как признается Людмила Гурченко, прошла треть ее творческой жизни. Когда у актрисы в начале 60-х был чуть не запрет на профессию, ее неожиданно приглашают в Ленинград в фильм «Балтийское небо».

И потом буквально второе рождение в драматическом амплуа в начале 70-х, когда ей не предлагали даже эпизодов. Гурченко снимается в ленте «Старые стены» Трегубовича снова на «Ленфильме». И наконец картина Алексея Германа «Двадцать дней без войны». Кстати, в фильме «Аплодисменты, аплодисменты» в роли режиссера Виктор Бутурлин предлагал сняться самому Герману.

Виктор Бутурлин, режиссер-постановщик: «Он честно почитал сценарий. Затем сказал: „Нет, все-таки это не я“».

В судьбе самой Людмилы Марковны это был скорее собирательный образ двух мэтров — Трегубовича и Германа, которые ее открыли для публики совсем другой, не похожей на саму себя из прогремевшей «Карнавальной ночи».

Алексей Герман, народный артист России, кинорежиссер: «И вот это умение через глаза выплеснуть душу и делает Людмилу Марковну с ее „хо-хо“, „хе-хе“ нашим национальным достоянием. Таковым я ее считаю, ничего не преувеличиваю».

В фильме похожее режиссерское видение на Людмилу Гурченко у Олега Табакова, который сыграл роль режиссера, снимающего о войне. Бутурлин в своем фильме придумал, как показать момент, когда режиссер находит образ актрисы. Вот в этой самой монтажной.

Виктор Бутурлин, режиссер-постановщик: «Сидя перед экраном монитора, он, не торопясь, смотрит ее пробу. И берет киноленту и начинает водить».

Некоторые фрагменты сняты приемом документальной камеры. В одном эпизоде, где выступает героиня Гурченко, есть кадр, как из зала на нее смотрят дочка Людмилы Марковны с ее внуком. Актриса во время съемок старалась сделать все сама — до последней правки дизайна костюмов.

Когда ей не хватало красного банта, она лично отравилась в спортивный магазин и из купленного мяча вырезала нужного фасона аксессуар. Теперь режиссер признается: картину могли в любой момент закрыть. Так далеко Гурченко и Бутурлин отдалились от первоначального сценария.

Но фильм благословил Никита Михалков, сказав, что в нем сумасшедшая энергетика. Биографическая история Людмилы Гурченко собрала семь миллионов зрителей. К сожалению, сегодня актриса на «Ленфильме» — редкий гость. Последняя картина с ее участием снималась здесь 16 лет назад.

Читайте также