Они обрели покой

12.11.2010, 13:07

Видеосюжет: Михаил Антропов
Видео программы «Сегодня»

В Ростовской области сегодня прошла церемония перезахоронения советских солдат, погибших осенью и зимой 41-го. Останки более 50 бойцов случайно обнаружили строители.

В Ростовской области сегодня прошла церемония перезахоронения советских солдат, погибших осенью и зимой 41-го. Останки более 50 бойцов случайно обнаружили строители. Там же нашли и пять солдатских медальонов, по которым удалось установить некоторые имена. По мнению поисковиков, есть шансы узнать фамилии и остальных погибших красноармейцев, но для этого придется провести не одну неделю в военных архивах.

Из села Новоприморское передает корреспондент НТВ Михаил Антропов.

Вера Зорич-Доос, дочь лейтенанта Николая Гегужа: «Это моя мама и мой папа. Вот папа. Опять он и мама».

Эти старые фотографии для Веры Николаевны всю жизнь были единственным напоминанием о родителях. Ее отец, лейтенант Николай Гегуж, пропал без вести в 41-м. Через два года умерла мама. Трехлетнюю Веру на воспитание взяла бабушка.

Вера Зорич-Доос, дочь лейтенанта Николая Гегужа: «Она ждала, она не поминала его никогда, даже в церкви. Она говорила: „Он жив, он жив“. Ну, всегда мамам кажется, что жив, раз ушел и не пришел».

Цветы на обочине сельской улицы — первая за 69 лет дань памяти погибшему на войне отцу. Братскую могилу, где был похоронен Николай Гегуж, здесь обнаружили случайно. Среди останков 19 солдат и офицеров поисковики нашли и прочитали сразу четыре медальона. Фамилия еще одного бойца была нацарапана на фляжке.

Минувшим летом поисковые отряды обнаружили несколько подобных захоронений. Всего в этих местах удалось поднять останки 58 бойцов. Раскопки велись там, где осенью 41-го после освобождения Ростова наша армия перешла в наступление.

В Таганроге находится порт, аэродромы, по сути, он важный стратегический центр. Взять город любой ценой — важнейшая задача для нашей армии после освобождения Ростова. Но, по статистике, из 100 человек, которые атаковали позиции немцев, назад возвращались лишь двое-трое. Контрнаступление советских солдат в конце 41-го года оказалось провальным. Немцы были лучше вооружены и подготовлены.

Андрей Кудряков, руководитель поискового объединения «Миус-Фронт»: «Тылы, артиллерия, авиация, танковые войска остались за Доном. То есть фактически наступление не было обеспечено ни снарядами, ни боеприпасами».

На гранитной плите — она дополнила мемориал воинской славы в поселке Приморский — всего пять фамилий. Имена 53 офицеров и красноармейцев, которые тоже упокоились здесь, останутся неизвестными навсегда. Поисковики разыскали родственников тех бойцов, чьи медальоны удалось прочитать, и пригласили их на перезахоронение.

Дмитрий Скородумов: «Вы знаете, совсем недавно умер мой отец, который всегда ждал этого момента, что найдут его отца, то есть моего деда. Совсем немного он не дождался. Чувства переполняют меня, конечно же».

Владимир Зубков: «Покой отец приобрел — покой приобрел я. Потому что меня всю жизнь мучила мысль о том, что где-то валяются, именно валяются, неупокоенные кости моего отца».

Офицеров и красноармейцев, погибших в этих местах осенью 41-го года, отпели по православному обычаю и похоронили с воинскими почестями.

Читайте также