Эта служба и опасана, и трудна

05.11.2010, 08:06

Видео программы «Сегодня»

В Белоруссии возродили народные дружины помощников ГАИ. Как и в советское время, сотни добровольцев выходят на перекрестки следить за соблюдением правил дорожного движения.

В Белоруссии возродили народные дружины помощников ГАИ. Как и в советское время, сотни добровольцев выходят на перекрестки следить за соблюдением правил дорожного движения.

Составить протокол и оштрафовать водителя-лихача дружинник права не имеет, зато может записать в блокнот номер машины, подать в милицию рапорт и выступить в суде свидетелем. Ну а самый серьезный рычаг давления на несознательных дружинник держит в своей руке — это полосатый инспекторский жезл. Еще, как и в СССР, ему не платят.

О тех, кто готов работать за идею, — репортаж корреспондента НТВ Георгия Гривенного.

Легким движением руки двое шоферов превращаются в дружинников ГАИ. Красная повязка, яркий жилет и полосатая палочка. Полку ДПС прибыло.

Дмитрий Максюта, старший инспектор по агитации и пропаганде ОГАИ Московского района города Минск: «Здравствуйте, сегодня мы опять с вами несем службу на нерегулируемых пешеходных переходах».

Перед службой, что, конечно, и опасна, и трудна, инструктаж. На дорогу смотреть, пешеходов переводить, машины не останавливать, а просто записывать номера.

Милиционер: «Здесь будете помечать информацию о нарушителях».

Водитель серебристого «Пежо» (Peugeot), не пропустивший пешехода, может, дружинника и не видит, а он есть и уже взял нарушителя на заметку. Выведенный в Белоруссии на дороги новый сорт дружинников, на первый взгляд, получился какой-то странный. Он не только без милицейской формы, но и без содержания. То есть без оплаты их нелегкого придорожного труда. Инженер Юрий Давыденко говорит, что как только пришли на их предприятие и предложили стать дружинником, он в числе первых согласился. Не из-за денег, а из принципа.

Юрий Давыденко, дружинник ГАИ: «То положение вещей, которое творится на дорогах, оно всем мозолит глаза. Неприятно, что человек ведет себя по-хамски на дорогах. Интересно поучаствовать в дорожном движении».

Юрий в эту смену поучаствовал в дорожном движении со средней активностью. Всего два переписанных нарушителя.

Юрий Давыденко: «Автомобиль „Форд“ с таким-то номером в 11:30 не пропустил пешехода Лидию Николаевну».

Данные пострадавшего пешехода нужны для того, чтобы его найти и предложить написать заявление, а потом уже дружинник выступит в суде свидетелем.

Александр Стариченко, эксперт по защите прав автовладельцев: «Был случай, когда видеозапись, свидетельствующая об отсутствии состава правонарушения, судом не была принята. Суд мотивировал это тем, что ему достаточно свидетельских показаний».

Защитник прав автовладельцев Александр Стариченко считает, что к старой советской традиции — призывать на помощь народные дружины — в ГАИ вернулись не от хорошей жизни. Скудность бюджета, инспекторов везде не поставишь, да и система видеофиксации пока в Белоруссии только начинает внедряться. Поэтому лишняя пара глаз и рук всегда пригодятся.

Александр Стариченко: «Стукачество? В какой-то мере да. У нас просто нет сознания такого. Ну, а почему в Германии нормально? Сдачу внаглую сдачей не считать. Для них шок, когда кто-то нарушает. Потому что у них есть сознание, они прекрасно понимают, что если не ты, то кто? У нас не выработано это, у нас, наоборот, это считается признаком дурного тона».

Вот и в милиции считают, что безразличный к нарушителям менталитет давно пора менять.

Сергей Туркин, заместитель начальника ОГАИ Московского района города Минск: «Гражданин, который двигается на транспортном средстве, должен понимать, что не только инспектор ГАИ может зафиксировать его нарушение».

Водителям на белорусских дорогах впору призадуматься. Если один встречный тебе моргает, предупреждая о гаишниках, то другой, возможно, в это же время моргает им.

Читайте также