Либерализация воздушного пространства. В России вступили в силу новые правила для малой авиации.
С сегодняшнего дня летать на частных самолетах и вертолетах в России стало намного проще: вступили в силу новые правила пользования воздушным пространством. Отныне чтобы подняться в небо, не нужно собирать множество документов и получать специальное разрешение, достаточно просто сообщить маршрут и время вылета.
На авиакартах появились районы, где можно летать вообще без диспетчерского сопровождения. Правда, в этом случае всю ответственность за безопасность полета несет командир воздушного судна.
Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов подробнее.
Официально в России сейчас зарегистрирована всего одна тысяча малых частных воздушных судов (для сравнения, в США 450 тысяч). У нас самолеты и вертолеты сложно ввозить, регистрировать, а главное, получать разрешение на полеты. В итоге огромные пространства в стране остаются неосвоенными, а развитие экономики отстает.
Помочь могли бы инициативные частники. Такие, как бизнесмен Михаил Фарих. Он купил собственный вертолет, чтобы иногда летать к родственникам в деревню или путешествовать к морю. Вокруг увлечения Михаила и его коллег уже возникла обслуживающая инфраструктура, то есть рабочие места.
Михаил Фарих, пилот: «Вспомните автомобилизацию, резкий рост начала
Но главное: малая авиация делает огромную страну единым целым, а повышение мобильности людей это больше сделанных дел и больше налогов. Заодно во всем цивилизованном мире из малой авиации пилоты, учась, переходят в большую, кадров которой катастрофически не хватает. Решить все эти проблемы и призвана начавшаяся сегодня либерализация.
Корреспондент: «Если бы вы сейчас захотели полететь в деревню, вы бы не смогли?»
Михаил Фарих: «Сейчас нет, а через час смог бы».
Впервые в воздушном пространстве России выделена так называемая «зона G», где можно летать без диспетчерского сопровождения, только подав заявку по Интернету или телефону за час, а не за сутки, как раньше. Сокращены и размеры зон ограничений.
Борис Алякритский, начальник Центрального межрегионального управления федеральной аэронавигационной службы: «Границы районов аэродромов значительно потеснились. Появились между ними определенные промежутки воздушного пространства, которые будут отнесены к классу G, где пилот спокойно будет осуществлять перемещение своего транспортного средства».
Полной свободы пилотам, конечно, не дали. Над Москвой, например, летать, как и раньше, нельзя. А вокруг столицы не разрешается просто по прямой следовать из пункта А в пункт Б. Надо идти по проложенным еще в советское время так называемым местным воздушным линиям.
Михаил Фарих: Михаил Фарих, пилот: «Посмотрите, почему же они такие кривые? Например, мне из Нижнего Новгорода надо прилететь в Москву. Смотрите, как она идет. Я выхожу ко Владимиру, который должен обойти с севера».
Борис Алякритский: «Заседания межведомственной группы будут продолжаться. Все ваши предложения обязательно будут оцениваться».
Михаил Фарих, пилот: «Я думаю, что эти нововведения настолько непривычны для наших авиационных начальников, что они пока не могут понять, как это так, мы можем летать и никому не рассказывать об этом!»
Повод, конечно, есть. Не секрет, что многие российские малые авиаторы регулярно летают вообще никому не докладывая. Это называется «партизанить». Наказания для таких будут ужесточать вплоть до конфискации воздушного судна. Глава Росавиации Александр Нерадько припомнил недавний инцидент с частным вертолетчиком в Петербурге.
Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация): «Образно говоря, моча в голову ударила. Сел в вертолет, взлетел. Влетел в черту города и завис на высоте верхних этажей высотных домов перед окнами своей квартиры, демонстрируя членам своей семьи навыки пилотирования вертолетом».
Как будет на практике работать новая система освобождений и ужесточений, станет ясно только через пару месяцев. На всякий случай уже объявлено, что с 1 февраля проведут новую корректировку правил, чтобы устранить неизбежные несостыковки.
Читайте также
- Проблемы малой авиации: что мешает возрождению в России воздушного такси
- Что изменилось с 1 сентября
- Путин разрешил расплачиваться рублями за покупку и лизинг иностранных самолетов
- Причастным к экстремизму хотят запретить работать пилотами и бортпроводниками
- Мишустин отменил советский приказ о меню в самолетах
- Механизм возврата средств за билеты ваучерами распространят на весь транспорт