Малая авиация полетит по новым правилам

01.11.2010, 06:01

Видео программы «Сегодня»

Отныне в России любой, кто хочет подняться в небо на собственном вертолете или самолете, впервые может сделать это без специального разрешения.

С сегодняшнего дня в России любой, кто хочет подняться в небо на собственном вертолете или самолете, впервые может сделать это без специального разрешения. Достаточно просто предупредить авиадиспетчеров.

В воздушном пространстве страны появляется так называемая «зона G» высотою до 300 метров в московском регионе и до 4,5 километров в Сибири и на Дальнем Востоке.

Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов изучил новые правила полетов.

У бизнесмена, в прошлом военного, Михаила — и отец, и дед были пилотами. Исполнить мечту детства и самому подняться в воздух удалось только теперь, когда финансы позволили купить собственный вертолет. Пусть и переплатив за него кучу денег из-за ввозной пошлины (42%) и помучившись с оформлением всех документов и постоянном выбивании разрешения на каждый полет.

Михаил Фарих, пилот: «Малая авиация, действительно, способна заменить многим автомобиль. И стоит это не так дорого. В той же Америке, где по-хорошему все должно стоить дороже, потому что там уровень зарплат повыше, на любом аэродроме, таблицы с объявлениями: „Продается самолет“. И самолеты за 20 тысяч долларов найти легко».

Сделать частные полеты доступнее важно не только ради таких, как Михаил. О заброшенном аэродроме Ижма в Республике Коми никто не вспоминал долгие годы, пока он не спас жизни пилотам и пассажирам якутского Ту-154. Если бы не поросшая бурьяном площадка посреди тайги, совершить успешную аварийную посадку было бы некуда.

Между тем в негодность стремительно приходят сотни неиспользуемых с советских времен аэродромов по всей стране. А местные жители лишены нормального транспортного сообщения. Частные авиаторы давно доказывали, что могут помочь. И теперь им дают шанс.

В воздушном пространстве России впервые, как во всем мире, появляется так называемая зона G — районы, где можно летать вообще без диспетчерского сопровождения, всего лишь подав в Интернете или телефону заявку за час, а не за сутки до полета, как раньше. Перекроили и карты, уменьшив зоны ограничений.

Борис Алякритский, начальник Центрального межрегионального управления федеральной аэронавигационной службы: «Границы районов аэродромов значительно потеснились. Появились между ними определенные промежутки воздушного пространства, которые будут отнесены к классу G, где пилот спокойно будет осуществлять перемещение своего транспортного средства».

Пилоты признают: это большой шаг вперед, и популярность малой авиации теперь существенно вырастет. Правда, до мировых стандартов простоты и свободы все равно очень далеко. В Московской зоне, например, нельзя летать из пункта А в пункт В по прямой. Только по сохранившимся с советских времен так называемым местным воздушным линиям.

Михаил Фарих, пилот: «Посмотрите, почему же они такие кривые? Например, мне из Нижнего Новгорода надо прилететь в Москву. Смотрите, как она идет. Я выхожу ко Владимиру, который должен обойти с севера. Причем, на практике, когда летишь, диспетчер владимирский дает спрямить. Ну, зачем вот этот анахронизм, если все равно все летят иначе?»

Параллельно с реформой, кстати, российские авиационные власти решили провести обмен всех удостоверений пилотов-любителей. И сделать это, конечно, надо было в пожарном режиме, до 1 ноября. Авиаторы говорят, что философия в голове у чиновников пока остается старая. Они как бы априори подозревают в каких-то нехороших намерениях всех, кто садится за штурвал.

Глава «Росавиации» Александр Нерадько на пресс-конференции, посвященной нововведениям, так и сыпал случаями, подобными тому, что произошел в Санкт-Петербурге с неким частным вертолетчиком.

Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация): «Образно говоря, моча в голову ударила. Сел в вертолет, взлетел. Влетел в черту города и завис на высоте верхних этажей высотных домов перед окнами своей квартиры, демонстрируя членам своей семьи навыки пилотирования вертолетом».

Авиавласти поэтому предлагают вместе со смягчением правил полета ужесточить ответственность частных пилотов за инциденты и нарушения. В крайних случаях — конфисковывать воздушные суда или даже отправлять летчиков за решетку.

Конечно, самое главное, как новые правила будут применяться на практике. На всякий случай, уже объявлено, что с 1 февраля произойдет новая корректировка, чтобы устранить возможные несостыковки.

Читайте также