Новый взгляд на «Дон Жуана»

28.10.2010, 10:16

Видеосюжет: Алексей Ивлиев
Видео программы «Сегодня»

На сцене Большого театра сегодня большая премьера — веселая драма в новом прочтении. «Дон Жуан» — опера, написанная Моцартом, звучит по-старому, но преображена постановщиками до неузнаваемости.

На сцене Большого театра сегодня большая премьера — веселая драма в новом прочтении. «Дон Жуан» — опера, написанная Моцартом, звучит по-старому, но преображена постановщиками до неузнаваемости.

Корреспондент НТВ Алексей Ивлиев остался под впечатлением.

Для Большого театра это уже седьмая по счету постановка «Дон Жуана». Но в отличие от предыдущих эта будет весьма отличаться, начиная от режиссуры и заканчивая звучанием музыкальных инструментов, которые будут весьма приближены к старинным.

Специально для премьеры «Дон Жуана» оркестру Большого театра пришлось репетировать новую для себя технику исполнения более полугода. Ведь для этой постановки были закуплены жильные струны и барочные смычки, а также натуральные валторные трубы, аналогичные старинным инструментам. Словом, любителям оперы, которые придут в театр, предстоит услышать, как звучала музыка Моцарта еще при жизни композитора.

Шок — вот что ожидает зрителей все три часа, пока идет исполнение оперы. Если в отношении музыки Моцарта дуэт в лице музыкального руководителя дирижера Теодора Курентзиса и постановщика Дмитрия Чернякова выступили в роли консерваторов, то декорации и костюмы персонажей должны как минимум удивить. В какой европейской стране происходят действие этого «Дон Жуана», не очень понятно. Но очевидно, что в наши дни.

Дмитрий Черняков, режиссер: «Самые идеальные для меня костюмы — это когда зритель в итоге не заметит, ах, как они были одеты. А все сочтут, что они были одеты вот так, как и должно было быть. Само собой разумеющееся. Конечно, наши герои — это современные персонажи. Они одеты в современную одежду. Там нет как бы театральности, такой пышности, красоты».

Необычно выглядит одна из кульминационных сцен оперы, где, выхватив шпагу, в непродолжительном фехтовальном поединке Дон Жуан должен убить отца донны Анны. Здесь же ни шпаг, ни сражений, а Командор выходит в домашнем халате и погибает не от удара холодного клинка, а ударившись головой об угол книжного серванта. Словом, картина типичного преступления на бытовой почве.

Премьера «Дон Жуана» проходит сразу в нескольких европейских столицах, ведь седьмая постановка оперы на сцене Большого — это совместный проект с фестивалем в Экс-ан-Провансе, Королевским театром в Мадриде и Канадской оперной компанией. И потому состав исполнителей интернациональный.

Но вот о чем с гордостью говорят в Большом театре: одну из главных партий, Церлины, исполняет их молодая певица Алина Яровая. Она честно признается, что эта роль ей далась непросто. Понять мотивы поступков средневековой девушки нашей современнице — задача очень сложная.

Алина Яровая, исполнительница партии Церлины: «Боже, какой дурой надо быть, чтобы такое делать перед мужиком! Ну, это кошмар! Я бы никогда в жизни такого не сделала бы. А потом, когда уже по ходу дела я начала понимать, что к чему, я думаю: так, все-таки, наверное, очень умная была Церлина. Потому что действительно в такой ситуации уже готова была на все пойти: и дурачиться, и быть полной дурочкой, постелиться как угодно, лишь бы только он ее простил».

И зрители, и критики уже с нетерпением ожидают московской премьеры «Дон Жуана» на сцене Большого театра. Все предыдущие работы Теодора Курентзиса и Дмитрия Чернякова имели неизменный успех. Несмотря на всю необычность и спорность этой постановки, очевидно, что интерес к подобной интерпретации классического произведения уже обеспечен.

Читайте также