Древним образам дают вторую жизнь

27.10.2010, 19:56

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В академии художеств завершена реставрация икон XVI-XX веков из псковского музея-заповедника.

Обновленные иконы и картины вернулись в псковский музей-заповедник. Произведения искусства XVI-XX веков отреставрировали в академии художеств. И это уже не первый подобный опыт. В петербургском институте постоянно возвращают к жизни псковские раритеты, причем делают это бесплатно.

О том, как реставрируют предметы старины, увидел корреспондент НТВ Константин Борошнев.

С псковским музеем-заповедником петербургская академия художеств сотрудничает почти 40 лет. Обеспечивая студентов практикой и безвозмездно восстанавливая памятники древнерусской живописи. Соответствующий документ был подписан в 1970-м.

Юрий Бобров, руководитель мастерской реставрации живописи академии художеств: «Когда мы начали работать в Пскове, мы обнаружили, выявили комплексы икон, которые происходят из иконостаса какой-либо церкви. Работаем так, что стараемся раскрывать такими комплексами».

В руки студентов попадают произведения очень разного уровня: от рядовых икон до действительно редкостей, работа над которыми ведется только под постоянным присмотром преподавателей. Как, например, этот апостольский чин середины XV века.

Восстановление некоторых раритетов может продолжаться до десяти лет. Переходя от одного студента к другому. Например, случай с житийной иконой Святой Екатерины. И дело даже не в количестве слоев, которые приходится раскрыть, а в масштабе каждой работы и трудоемкости ее выполнения.

Екатерина Газина, студентка 3-го курса академии художеств: «В какой-то момент какой-нибудь маленький кусочек разрушился, сверху он снова был покрыт грунтом, еще раз записан. И все слои находятся на разных уровнях. Краска лежит порой волнами. Очень сложно».

Совсем недавно новым партнером академии художеств стал вологодский музей-заповедник. Одна из икон в этих мастерских оттуда. Хорошо видно, какая работа уже проделана. Если сравнить две части образа — раскрытую и нераскрытую, — и задуматься, что нижней фигуры до реставрации вообще не было видно.

Как говорят в академии, обратиться к пока еще неопытным реставраторам мечтают многие региональные музей. Но возможности помочь всем желающим у вуза нет. Специалисты советуют больше внимания уделять превентивной консервации произведений искусства. То есть, как в жизни, заниматься профилактикой.

Юрий Бобров, руководитель мастерской реставрации живописи академии художеств: «У нас масса болезней, но мало средств на профилактику. То же самое происходит и с произведениями искусства. Вчера я был на Реставрационном совете, где повторно проходят реставрацию произведения из наших российских собраний, которые реставрировались после войны в 1948 году, в начале 50-х».

На профилактику, сетуют музейщики, не хватает финансирования. Потому очередь из тех, кто предлагает студентам академии практику, никогда не закончится.

Читайте также