Станет ли Генплан реальностью?

27.10.2010, 19:14

Видео программы «Сегодня»

Авторы плана развития Москвы до 2025 года заявили, что пересматривать документ не стоит, ибо «в нем есть все, что нужно реализовывать».

Сегодня авторы Генерального плана развития Москвы до 2025 года, вызвавшего бурю споров и протестов, заявили, что пересматривать документ не стоит, ибо «в нем есть все, что нужно реализовывать».

Такого оптимизма, правда, не разделяют ни большинство москвичей, ни многие общественные организации, ни даже новый мэр Сергей Собянин. Градоначальник заявил, что Генплан может в случае необходимости и корректироваться.

Корреспондент НТВ Сергей Морозов выяснил, много ли у Генплана шансов стать реальностью.

Директор Института Генплана выстроил почти круговую панораму из карт и диаграмм, чтобы доказать: транспортные заторы в Москве можно решить, не меняя Генплан. Несколько дней назад Сергей Собянин заявил, что этот документ не является неприкосновенным, и дал понять, что Генплан не всегда соответствует стратегии развития города.

Сергей Ткаченко, директор Научно-исследовательского и проектного института Генплана Москвы: «Я не уверен, что законы города надо пересматривать при смене руководства».

При этом Сергей Ткаченко не скрывает, что Генплан обрывается на официальной границе Москвы, а реально город отодвинулся от нее километров на 50. Причем Генпланы области и города никак не согласуются, а каждый день из области в Москву и обратно идет поток, потому что треть работников в столице — приезжие. Уже сейчас столица парализована пробками, а через 15 лет машин будет в полтора раза больше.

Сергей Ткаченко: «Предельный уровень автомобилизации, если не будут предприняты меры по урегулированию, достигнет как минимум 450 машин на 1000 жителей, а может быть и 550, то есть выйдет на европейский уровень. Город у нас на эту цифру — 550 машин на 1000 жителей — не рассчитан».

Единственный выход — убедить москвичей не ездить на уже купленных машинах. Устроить, например, дорогие парковки в центре Москвы; пустить электрички там, где сейчас кольцевая железная дорога; сделать перехватывающие парковки, развивать метро. Все это обсуждалось и при Лужкове, но руки не дошли.

С тем, что в центре города сосредоточены центральные органы власти, банки, компании, Генплан ничего делать не решается. По мнению Сергея Ткаченко, депутаты, например, городской думы вполне могут ездить на работу на метро, как их коллеги в Лондоне.

Чтобы решить транспортную проблему, директор Института Генплана предлагает за 15 лет вдвое увеличить протяженность московских дорог и вдвое — длину линий метро. Сколько на это понадобится денег, в Институте Генплана не подсчитывали, это лишь общая стратегия. Критики говорят, что те стройки, которые внесены в план, приведут к еще худшим заторам.

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства: «Когда мы планируем территории новой застройки, мы должны прекрасно понимать, где будут стоять машины. Мы программируем заторы будущих лет. При всей моей симпатии к коллегам из НИИ генплана и лично к господину Ткаченко, которого я хорошо знаю и к которому отношусь с уважением, но, господа, это ваш грех».

Только сейчас транспортная сеть Москвы соответствует уровню 1985 года, то есть она стала тем «образцовым коммунистическим городом», который призывали построить при Брежневе. Собянину фактически советуют ликвидировать отставание в четверть века.

В этих рекомендациях нет ничего нового, так почему же они не выполнялись при прежнем руководстве? Директор Института считает, что дело в нехватке средств. Однако известно, что в Москве дорожное строительство часто сопоставимо по затратам с адронным коллайдером. Так что имеет ли смысл вливать деньги в эту уже существующую систему?

Читайте также