Русская классика с литовским акцентом

26.10.2010, 21:27

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На сцене «Балтийского дома» приступили к постановке чеховской «Чайки».

В «Балтийском доме» ставят российско-литовскую классику. Чеховская «Чайка» предстанет в необычной трактовке. Режиссер Йонас Вайткус собрал уникальный актерский состав. И эта постановка, по его замыслу, должна получиться подчеркнуто камерной.

На первой репетиции побывала корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

В год 150-летия Чехова в России поставили рекордное количество «Вишневых садов», «Трех сестер» и «Чаек». Театр «Балтийский дом» не стал исключением. Под занавес юбилейного года здесь тоже ставят «Чайку». Отличительной особенностью будущей премьеры станет участие литовских звезд.

В отличие от чеховского Тригорина режиссер Йонас Вайткус выбирал актеров, не опираясь на внешность и амплуа. Жизненный личностный багаж — вот что постановщик считает главным в каждом участнике этого российско-литовского проекта.

Йонас Вайткус, режиссер: «Как-то тише прочитать этого Чехова, в других тонах. Не делая упор на какую-то характеристику или предвзятую яркость этих характеров, а посмотреть на них, как на людей, которые все-таки живут, волнуются, переживают».

Напевающий Громадский, неторопливо попивающий кофе Будрайтис… Сегодня самая первая репетиция, так называемая «читка». Артисты только прислушиваются к голосам друг друга, сонастраиваются, нащупывая верную интонацию.

Йозас Будрайтис, народный артист СССР: «Этот этап мне больше всего нравится. Смотришь себе на страничку, читаешь, слушаешь, что другие читают. Нет никакой ответственности. Потом начинается совсем другое».

Йозасу Будрайтису играть Чехова не впервой. В его послужном списке Солёный, Гаев… Его земляк не менее знаменитый Регимантас Адомайтис когда-то читал со сцены «Скучную историю». В балтдомовской «Чайке» он Дорн — один из самых загадочных героев.

Регимантас Адомайтис, народный артист СССР: «А для меня он немножко загадка. Не все так просто. Видимо, что-то там скрывается, не все высказывается. Что под этим, надо раскрыть, раскопать или угадать».

Открытий и сюрпризов от этой «Чайки» ждут совершенно справедливо. Это пока в волосах у Нины Заречной простой карандаш, А спустя месяц ее прическу украсят перья, а среди сценических трех нарядов окажется платье небесно-голубого оттенка.

Ольга Быстрова, художник-модельер: «Конечно, оно воздушное. Это шелк, натуральный шифон с бархатом. Платье из мягких воздушных тканей».

Дорогие жаккарды, бархат, кружева… Палитра и качество тканей скорее для шекспировской трагедии. Но у художника Йонаса Арчикаускаса, знакомого петербуржцам по балтдомовскому спектаклю «Мастер и Маргарита», такой Чехов. Вместо светлых блузок и ажурных зонтиков откровенные, сложно сконструированные, многослойные наряды. Что ни костюм, то загадка.

Например, в одной из сцен Треплев и Тригорин появятся в одинаковых сюртуках. Потому что судьбы могли сложиться похоже? Или просто в антагонистах намного больше общего, чем кажется на первый взгляд? Возможность решить этот и другие ребусы новой «Чайки» у зрителя появится уже в январе.

Читайте также