Забытая романтика поездок за рубеж

26.10.2010, 19:22

Видео программы «Сегодня»

75 лет назад в России появились ОВИРы — отделы виз и регистраций, занимавшиеся оформлением загранпаспортов и учетом иностранцев.

Сегодня юбилей у организации, которую — вопреки правилам хорошего тона — даже в день рождения мало кто поминает добром. 75 лет назад в России появились ОВИРы — отделы виз и регистраций, занимавшиеся оформлением загранпаспортов и учетом иностранцев.

Прославившись мучительностью своей разрешительной, а точнее запретильной процедуры, ОВИРы были тем лицом многоликой системы, которое она обращала к желающим выехать. И лик этот, независимо от целей поездки (что ПМЖ, что отдых в Болгарии), производил впечатление равно пугающее и удручающее.

Пять лет назад ОВИРы упразднили, передав их функции Федеральной миграционной службе. Однако аббревиатура, по свидетельству корреспондента НТВ Александра Калинина, вряд ли скоро позабудется.

Каких-то 30 лет назад тур за рубеж был наполнен особой романтикой. Тогда, прежде чем въехать в чужую страну, нужно было сначала выехать из своей. Родина советского образца любимых граждан так просто не отпускала.

Например, если бы в 1885 году у гражданина появилась мечта о турпоездке в Варшаву, то, чтобы мечта стала явью, нужно совершить следующие, ныне уже забытые, действия.

Первое — написать самому на себя характеристику: страницу текста с подробным описанием места работы, производственных успехов и особенно — общественной деятельности. Пишем: «Морально устойчив, политически грамотен, пользуется уважением в коллективе». В конце должна быть фраза: «Товарищ Александр Калинин рекомендуется к участию в турпоездке в Польскую Народную Республику».

После этого характеристику нужно было завизировать и подписать у директора, секретаря парткома и председателя профкома. Вроде бы, несложно, но за всеми придется изрядно побегать.

Следующий этап — характеристику должны утвердить в райкоме КПСС. Там для этого сидит комиссия ветеранов. Их главная задача — проверять страждущих уехать за рубеж на предмет пригодности к турпоездке.

После того, как комиссия остались довольна, остается всего ничего — заполнить анкету на листе формата А3, исписанном мелким шрифтом с обеих сторон, предварительно собрав данных о самых дальних родственниках.

Наконец, можно звонить в «Интурист». И, если параллельная спецпроверка прошла успешно, там скажут: «Можете приезжать и выкупайте путевку». И только после этого ОВИРе поставит в загранпаспорте желанный штампик, и станет ясно: Родина согласна обойтись без гражданина одну неделю.

У миграционной политики России — глубокие корни. Свободу перемещения подданных впервые ограничил еще Алексей Михайлович в Соборном Уложении 1649 года. Каждый, кто хотел выехать за границу, должен был подать челобитную лично царю. Все последующие самодержцы этому обычаю не изменяли.

Александр Сагомонян, заведующий кафедрой теории и истории международных отношений Московского государственного лингвистического университета: «Пётр I лично подписывал все загранпаспорта на выезд. Причем выезжать можно было только по государеву делу. Говоря современным языком, в служебную командировку».

В 70-х турпоездка за рубеж больше напоминала вылазку в стан врага. Существовал даже свод «Основных правил» поведения советских граждан, выезжающих за границу. Кажется, с тех пор моральный облик русского туриста мало изменился.

«Разведывательные органы капиталистических стран стремятся использовать в своих целях и такие слабости отдельных лиц, как склонность к спиртным напиткам, к легким связям с женщинами, азартным играм, приобретению различных вещей и неумению жить по средствам», — написано в протоколе Секретариата ЦК.

В 70-е СССР покинули десятки тысяч человек. Среди прочих — диссиденты и неугодные режиму писатели. Таким, как они, выдавали выездную визу второго рода, разрешающую покинуть Союз навсегда. Этим разрешением воспользовался и певец Вилли Токарев.

Вилли Токарев, певец: «Было очень трудно уехать, но я нашел выход. Когда приехал Никсон, всех неугодных, тех, кто пытался уехать, предупредили: чтобы через неделю духа вашего здесь не было».

Тотальный контроль выезжающих существовал в России до 1993 года. Тогда отменили выездные визы и разрешили свободную выдачу загранпаспортов. В Москве ОВИРы работали аж до 2005 года, правда, контролировали лишь иностранных граждан. Сейчас эти функции полностью перешли к Федеральной миграционной службе. Нынешнее поколение Россиян уже не знает, что такое — чрезмерная опека Родины.

Читайте также