Корабль-герой получил новые мачты

19.10.2010, 23:31

Видео программы «Сегодня»

Российские и британские ветераны Второй мировой войны встретились сегодня в центре Лондона на торжественной церемонии, которая напомнила о боевом содружестве двух стран.

Российские и британские ветераны Второй мировой войны встретились сегодня в центре Лондона на торжественной церемонии, которая напомнила о боевом содружестве двух стран.

После крупной реставрации, выполненной работниками петербургской верфи, вновь открылся корабль-музей «Белфаст» — легендарный британский крейсер, который в годы войны охранял Северные конвои.

Корреспондент НТВ Евгений Ксензенко поднялся на борт.

Крейсер «Белфаст» теперь выглядит как уважаемый ветеран. Больше нет лесов и мачт в аварийном состоянии. По словам Анатолия Лившица, примерно таким он его и запомнил в декабре 1943 года. Российский моряк встречал северные конвои и даже спасал английских матросов.

Но о своих подвигах он говорит немного, ведь сегодня все слова благодарности только «Белфасту» — за помощь во время войны. Крейсер — один из кораблей, которые сопровождали грузы союзников в Мурманск и Архангельск.

Анатолий Лившиц, ветеран Великой Отечественной войны: «Это было 12 тысяч самолетов, это было 400 тысяч автомобилей. Вся наша артиллерия работала на „Студебеккерах“. И продовольствие было и, кроме того, различные виды сложного топлива и много чего еще».

Стенли Баллард не помнит цифр. Ветеран пишет стихи о жизни и смерти, подвиге матросов и суровом климате.

Стенли Баллард, ветеран Второй мировой войны, участник Северных конвоев: «Холодно, было чертовски холодно, минусовая температура. Если прикоснуться к железу, то можно было получить обморожение».

Российская помощь пришла к «Белфасту» вовремя и быстро, также как когда-то Северные конвои в СССР. Грот и фок-мачты сделали в Санкт-Петербурге. В Великобритании не могли найти деньги на восстановление корабля-музея. Искали полмиллиона долларов, да и сама работа опасная, не каждая компания решилась бы.

Андрей Фомичев, генеральный директор судостроительного завода: «Мачты были в безобразном состоянии. Вплоть до того, что были определенные проблемы и опасность при демонтаже, то есть эксперты запретили демонтировать их целиком. Поэтому у нас получилось три недели вместо двух, которые планировали».

Мачты были сделаны по оригинальным британским чертежам. Они — точная копия вплоть до последнего дюйма, с той лишь разницей, что под новой грот-мачтой лежат российские рубли. По морской традиции, под основание кладут монеты на удачу. Еще добавилась памятная табличка. Теперь с британским львом соседствует российский орел.

Герцог Эдинбургский, присутствовавший на торжественной церемонии, с интересом рассматривал мачты, ведь он и сам моряк. Во время Второй мировой служил в королевском флоте. И если «Белфасту» Россия подарила мачты, то ветерану с титулом — памятную медаль.

Сергей Нарышкин, руководитель Администрации президента РФ: «Для меня сегодня высокая честь вручить вам памятную медаль победы за ваше мужество, за ваш героизм, как знак уважения и благодарности».

Мачты прямо со шлюпочной палубы освятили архиепископ Сурожский Елисей и судовой капеллан. А затем сам «Белфаст» приветствовал ветеранов и гостей церемонии.

Мачты восстановили, но у крейсера все равно осталось одно слабое место — днище. Но это уже совсем другая история. Возможно, если британцы попросят, Россия поможет «Белфасту» еще раз.

Читайте также