Фюрер под стеклом

16.10.2010, 08:11

Видео программы «Сегодня»

В историческом музее Берлина открылась выставка, посвященная одной из самых одиозных личностей XX века.

В историческом музее Берлина открылась выставка, посвященная одной из самых одиозных личностей XX века. Одно упоминание имени Адольфа Гитлера (а именно он стал центральной фигурой экспозиции) привлекает толпы туристов.

Коллекция как будто предлагает посетителям различные варианты ответов на непростой вопрос: что именно создавало вокруг фюрера ореол зловещего очарования? Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг осмотрел экспонаты.

Ни одна другая историческая выставка в Берлине не вызывала таких ожесточенных споров и щекотливых вопросов, как эта. За последние годы каких экспозиций о Третьем рейхе в Германии только не было — и о вермахте, и о люфтваффе, и о холокосте, и о концлагерях. Но чтобы вот так просто посвятить целую выставку не эпохе, а человеку — Адольфу Гитлеру, такого послевоенный Берлин не знал.

Негласное табу нарушили только теперь. В присутствии десятков камер кураторы скандальной экспозиции волнуются лишь еще больше. Поймут ли верно их намерения сограждане?

Симона Эрпель, историк, куратор выставки: «Нам действительно пришлось найти в себе мужество, чтобы открыть эту выставку. Ведь многих людей Гитлер до сих пор отпугивает неким своим зловещим очарованием. И в этом таится угроза как для нас, так и для посетителей. Нужно не поддаваться этому ощущению. Поэтому вместо того, чтобы вновь предъявлять здесь старую гитлеровскую пропаганду, мы сумели по-новому представить эту фигуру».

Фигура представлена разнообразнее некуда — в подарочных прижизненных бюстах и роскошных картинах, черно-белых снимках с первых выступлений и цветной кинохроникой, запечатлевший пик фюрерской славы.

Не забыли даже про первые акварели юного Гитлера, не политика, а художника. Собрано и выставлено, кажется, все: от первых наивных проб пера из далекого австрийского детства до последних секретных экспертиз тела Гитлера, сделанных уже советскими специалистами.

Клаус-Йорг Зембах, куратор выставки, историк: «Сталин сначала не хотел верить, что Гитлер мертв. В его сценарий не вписывался тот факт, что главный трофей, который можно было предъявить всем как воплощение нацистского зла, возьмет вот так просто и испарится. В этих документах — многочисленные исследования тела Гитлера, установившие его подлинность. Нам предоставили их в архивах ФСБ. Мне рассказывали, что тело советские эксперты не один раз выкапывали, чтоб еще раз перепроверить».

И все-таки, уверяют кураторы, эта выставка не столько об одном вожде, сколько о миллионах немцев, которые отчего-то в него слепо верили. Отчего? Это и есть ключевой вопрос, на который каждый здесь должен ответить сам.

Ганс-Ульрих Тамер, историк, куратор выставки: «Мы не стремимся спрятать эти неудобные картины и не стремимся спрятаться за них. Мы хотим посмотреть на них критическим взглядом. Это выставка о Гитлере и германском обществе в его эпоху. Отсюда и ее название: „Гитлер и немцы“».

Но даже такое название многими в Германии было воспринято с тревогой. С одной стороны, немецкие историки боялись, что против такой музеефикации Гитлера вновь выступит еврейская община. Из-за ее протестов в конце 90-х годов в Берлине уже отменяли схожую выставку. С другой стороны, опасались, что в музей придут молодые поклонники фюрера.

От иных экспонатов пришлось все-таки отказаться. Пропагандистские полотна во всю стену с Гитлером в образе немецкого рыцаря так и остались в хранилищах Нью-Йорка, а его белый китель, в который вождь был одет в день самоубийства — в Москве. От греха подальше.

Симона Эрпель, историк, куратор выставки: «Я уже работала до этого над несколькими выставками, посвященными эпохе Третьего рейха, эсэсовским тюрьмам, и всегда возникали опасения, что эти экспозиции привлекут неофашистов. И в этот раз опять возник вопрос: а вправе ли мы, к примеру, показывать нацистскую униформу? Но поверьте моему опыту: неофашисты в музеи не ходят!»

Вместо них музей в первый же день экспозиции пришли сотни туристов. К радости ее создателей, они заметили главное.

Йетин Хальбстаат, турист: «Это потрясающая выставка, построенная на контрастах. С одной стороны — нацистская пропаганда, но с другой — нацистские реалии, в основе которых — насилие».

Спокойствие кураторов выставки нарушили лишь немецкие журналисты. Накануне ее открытия в Германии опубликовали итоги свежего опроса на тему: тоскуют ли немцы по Гитлеру? Каждый десятый опрошенный заявил, что стране по сей день не хватает крепкой фюрерской руки. Выходит, опасения историков были не столь напрасны.

Читайте также