Высокие технологии за колючей проволокой

15.10.2010, 10:13

Видео программы «Сегодня»

В одной из исправительных колоний Красноярска заключенные могут обратиться к администрации с просьбой или вопросом через сенсорный терминал.

В одной из исправительных колоний Красноярска заключенные могут обратиться к администрации с просьбой или вопросом через сенсорный терминал.

О невероятной популярности новинки — корреспондент НТВ Татьяна Панихина.

Осужденные красноярской колонии №17 в столовую приходят не только поесть, но и поговорить с начальством. В пищеблоке установлен электронный терминал для связи с администрацией. Здесь не нужна ручка и бумага, через сенсорную панель вводится пароль — номер личного дела.

Георгий Сапрунько, осужденный: «Я набираю свой номер. Здесь отображается все мои данные: год рождения, начало и конец срока, родственники, которые включены в мое личное дело и могут ко мне приехать на длительное свидание».

С помощью терминала можно не только пожаловаться начальству. В компьютер внесена большая справочная база: Уголовный, Гражданский кодексы, пенсионное и социальное законодательства. Есть даже список вакансий службы занятости.

Юрий Семенюк, заместитель начальника исправительно-трудовой колонии №17: «Мы не ожидали, что осужденные начнут так активно пользоваться данным видом услуги. Просто сделали такую рекламную акцию, думали, может не пойдет, боялись. Потом посмотрели, а оно не то, что не пошло, а пошло потоком. Пошло потоком буквально по всем отделам, по всем службам».

Осужденные, которые провели за колючей проволокой много лет, никогда не видели такой техники. Первое время пользоваться компьютером помогал консультант. Но потом желающих освоить новинку стало так много, что терминал несколько раз зависал.

Красноярские колонии — пионеры в деле технического оснащения. Здесь первыми в России появились камеры видеонаблюдения и так называемые «будки гласности». В специальной комнате по видеосвязи любой осужденный может задать вопрос начальнику колонии. Но эта услуга почему-то не пользовалась популярностью. В месяц в «будку гласности» заходили 1–2 человека.

Как оказалось, компьютерная связь лучше всего соответствует тюремным традициям. Если кто-то заходит в «будку гласности», окружающим понятно: собирается жаловаться. А это за колючей проволокой никогда не приветствовалось. С терминалом все не так однозначно.

И хотя аппарат находится в самом людном месте колонии, конфиденциальность гарантируется. Никто вокруг не догадается, что делает осужденный: изучает Уголовный кодекс или пишет письма. Сообщение можно отправить любому сотруднику администрации: главному бухгалтеру, психологу, врачу и даже начальнику колонии.

Юрий Черемных, начальник исправительно-трудовой колонии №17: «Написали мне тут: прошу вас рассмотреть вопрос о разрешении фотографии в комнате свиданий. Я ему дал ответ, что введение данной услуги нецелесообразно, потому что у нас действует такая услуга, как видеописьмо».

Система виртуального общения экономит время всех: и осужденных, и надзирателей. Очередь на прием по личным вопросам резко сократилась. Администрация колонии получает по 5–6 электронных писем в день. Бывают и курьезные случаи.

Юрий Черемных, начальник исправительно-трудовой колонии №17: «Недавно буквально был такой вопрос. Задали начальнику медсанчасти. Осужденный Мамедов написал: „У меня очень сильно болит голова, как мне дальше жить“. Вот такой вопрос. Это реальный вопрос, не выдуманный».

Возможности терминала собираются расширять и дальше. Через подобные аппараты в городе родственники безо всяких очередей могут перечислять деньги на личный счет осужденного, а в скором времени электронные письма из колонии будет получать даже начальник краевого Управления исполнения наказаний.

Читайте также