Самый страшный день в истории Нальчика

13.10.2010, 19:16

Видеосюжет: Максим Березин
Видео программы «Сегодня»

Сегодня ровно в полдень в Кабардино-Балкарии объявили минуту молчания, вспоминая о самой страшной в истории республики атаке боевиков.

Сегодня ровно в полдень в Кабардино-Балкарии объявили минуту молчания, вспоминая о самой страшной в истории республики атаке боевиков. Ровно пять лет назад почти две сотни бандитов напали на Нальчик, открыв на улицах беспорядочную стрельбу. Погибли 12 мирных жителей и 35 милиционеров. Почти сотню боевиков удалось уничтожить, уцелевшие, а это 58 человек, отправились под суд. Процесс над ними идет до сих пор.

Корреспондент НТВ Максим Березин передает из Нальчика.

13 октября в Нальчике вспоминают, наверное, как самый страшный день в истории города. Пять лет назад столица Кабардино-Балкарии подверглась массированной атаке боевиков, в течение полутора суток она находилась на осадном положении. В школах сегодня прошли уроки мужества, на которых детям пытались объяснить, почему мирный город в одночасье стал зоной сплошных боевых действий.

Хорошо вооруженная многочисленная банда, всего около 200 человек, проникла в Нальчик с нескольких сторон, примерно в 9 часов утра. Экстремисты разбились на мобильные группы, по пять бойцов в каждой, и одновременно атаковали здания практически всех республиканских и федеральных силовых ведомств.

Штурмом пытались взять управление ФСБ, ГУИН, 2-й и 3-й городские отделы милиции, аэропорт, погранотряд и даже военкомат. С особым ожесточением боевики атаковали Центр Т — подразделение, занимавшееся глубокой разработкой бандподполья республики.

Шесть сотрудников центра погибли, обороняя здание, среди них капитан милиции Тамерлан Казиханов, выбежавший на простреливаемую улицу безоружным с видеокамерой в руках. Несколько минут реального боя, снятые Тамерланом перед смертью, сделали его знаменитым. Отец Тамерлана журналист Али Казиханов до сих пор старается не давать оценок поступку своего сына.

Али Казиханов, главный редактор газеты «Северный Кавказ», отец погибшего журналиста Тамерлана Казиханова: «Не мог по-другому, он должен был работать. Другие отсиживались в подвалах, а он вышел. Конечно, когда думаешь, то, говоришь: дурак, что же ты вышел? Есть план „Крепость“, все должны сидеть. Ну и сидел бы ты за этим забором, жив бы остался!»

Последние очаги сопротивления боевиков спецназ и внутренние войска, введенные в город, подавили 14 октября. Нальчик очень долго приходил в себя. В городе некоторое время неофициально действовал комендантский час.

В результате вылазки экстремистов, ответственность за которую на себя взял Шамиль Басаев, погибли 35 милиционеров и 12 мирных жителей. Боевики тоже понесли серьезные потери — 95 человек были убиты и 50 арестованы. Судебный процесс над ними длится до сих пор. Только свидетелями по этому делу проходит свыше двух тысяч человек.

Для рассмотрения дела пришлось строить отдельное здание прямо на территории тюрьмы с клетками, рассчитанными на несколько десятков обвиняемых. Этот процесс грозит стать одним из самых запутанных и долговременных разбирательств в истории российского правосудия. Срок его завершения до сих пор весьма расплывчатый.

Траурные мероприятия в Кабардино-Балкарии продолжатся и завтра.

Читайте также