Фронтовик получил семь лет тюрьмы

12.10.2010, 10:06

Видео программы «Сегодня»

За неаккуратное обращение с советским прошлым в Литве теперь можно попасть за решетку.

За неаккуратное обращение с советским прошлым в Литве теперь можно попасть за решетку. Согласно новому закону, поводом для начала уголовного дела становится любое высказывание о хорошей жизни в эпоху Советского Союза. Корреспондент НТВ Георгий Гривенный выяснил, что и почему может довести до тюрьмы.

Маркелис Булатовас, ветеран войны, осужденный: «Будем сухари сушить!»

Боевые награды перебирает осужденный Маркелис Булатовас. Фронтовик, после войны призванный служить в органы госбезопасности, недавно получил… семь лет лишения свободы. Суд решил, что он как сотрудник КГБ участвовал в расстреле «лесных братьев» — литовцев, которые вели вплоть до середины 50 годов партизанскую войну против советской власти.

Аргументы защиты: время и страна были другие, никто так и не доказал, что стрелял именно Булатовас, и, наконец, ему уже 82 года. На литовскую Фемиду это не подействовало. Если апелляцию отклонят, ветеран отправится за решетку.

Маркелис Булатовас, ветеран войны, осужденный: «Я не чувствую себя виноватым, я работал в органах, а теперь новая власть меня обвиняет».

Случай с Маркелисом Булатовасом — еще одно доказательство, что в Литве у советской части истории нет срока давности, тем более что вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, карающие за «отрицание, восхваление и принижение преступлений советского режима». Политик Альгирдас Палецкис говорит, что корни у «исторических поправок» закона глубоко геополитические.

Альгирдас Палецкис, председатель Социалистического народного фронта Литвы: «Сыплют соль на раны России постоянными напоминаниями о так называемой оккупации. Что за этим кроется? Интересы сугубо меркантильные, сугубо экономические. Ведь если Россия признает эту оккупацию, сразу же придет счет о возмещении ущерба».

Для кого-то оккупация, а для кого-то воспоминания славном прошлом. Многие в Литве хорошо помнят, как к ним из тех же соседних российских областей ездили за маслом и сыром, как в Вильнюс со всего Советского Союза приезжали за дефицитными телевизорами, радиоприемниками и мебельными гарнитурами, как Литву (да и всю Прибалтику) называли «советской Европой».

Теперь же, когда Литва стала частью настоящей Европы, за такие воспоминания можно угодить за решетку, ведь это не просто воспоминания, а «восхваление советской оккупации». Впрочем, в законе есть оговорка: чтобы попасть под статью, высказывания должны кого-то оскорбить. Действительно, десятки тысяч литовцев были высланы в Сибирь, но как и кто будет определять их «меру обиженности» на чужие слова?

Данюс Жаминас, глава Института международного права Литвы, консультант инициаторов принятия поправок: «Если человек будет говорить, что Советский союз ссылал людей и делал это хорошо, потому что эти люди были против советской власти, вот тогда это преступление. А если он скажет, что ему хорошо жилось при советской власти, так это дело плохого вкуса».

Но правозащитник Кястутис Челинскас считает, что дело все-таки в «плохом политическом вкусе». Правящие консерваторы теряют голоса избирателей. Почему бы не вернуть их, лишив голоса своих оппонентов?

Кястутис Челинскас, правозащитник: «Это возможность препятствовать любым выступлениям на митингах!»

Супруга как раз мерила Маркелису Булатовасу давление, когда в дверь позвонили. Оказалось, пришел врач, хотя в следующий раз может прийти уже тюремный конвой.

Читайте также