Дело Магнитского на театральных подмостках

11.10.2010, 18:26

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Приз дирекции фестиваля «Балтийский дом», который завершился в Петербурге, получил московский «Театр. Doc» и спектакль «Час восемнадцать».

Европейская театральная премия — 2011 пройдет в Петербурге. Она обещает стать одним из главных культурных событий России будущего года. В пятидневном творческом марафоне свои работы представят не только театральные коллективы стран Балтийского моря, но и остальной Европы.

А пока в Петербурге подвели итоги XX международного фестиваля «Балтийский дом». Он проходил с 27 сентября по 10 октября. В фестивале приняли участие 14 коллективов из 7 стран. Жюри выбрало трех лучших.

Приз зрительских симпатий достался Государственному драматическому театру Тбилиси за спектакль «Дама с собачкой». Приз прессы получила постановка «Персона» режиссера Кристиана Люпы. И приз дирекции фестиваля получил московский «Театр. Doc» и спектакль «Час восемнадцать».

Именно столько времени, по одной из версий, провел связанным юрист Сергей Магнитский в камере «Матросской тишины» без необходимой медицинской помощи, после чего скончался. Одному из самых громких дел последнего времени, в котором до сих пор больше вопросов, чем ответов, и посвящена постановка.

По официальной версии, Магнитский, обвиненный в создании схем по уклонению от уплаты налогов, умер 16 ноября 2009 года от сердечно-сосудистой недостаточности. И даже дополнительная проверка обстоятельств смерти не выявила виновных.

Корреспондент НТВ Юлия Олещенко увидела другую версию произошедшего.

Согласно результатам одного из социологических исследований, 71% россиян ничего не знает о скандальном деле Магнитского. 22% что-то слышали, но не в курсе подробностей и лишь 7% опрошенных назвали себя хорошо информированными по этому вопросу. Неудивительно, что каждому зрителю, пришедшему смотреть «Час восемнадцать» выдавали либретто, а точнее — инструкцию к спектаклю.

В десяти пунктах — информация о персонажах. Все они: и судьи, и следователь, и тюремный врач имеют реальных прототипов. Произносят текст из подлинных интервью и показаний.

«Театр. Doc» упрекали в подражании новостям: дескать, утром в газете — вечером в куплете. Вопросы о серьезности намерений отпали, когда мать погибшего Сергея Магнитского, доверившая актерам письма сына и его дневники, дважды пришла на спектакль.

Михаил Угаров, режиссер, художественный руководитель «Театра. Doc»: «Один молодой психолог пришел на спектакль и сказал: О, так это же социальное вудуирование. Я говорю: „Точно! Это социальное вудуирование, поскольку их нереально наказать. А реально наказать, значит существует какая-то невидимая иголочка, которой можно взять и эту фигуру проткнуть при всех“».

«Суд, которого не было»- так режиссер Михаил Угаров определил жанр происходящего на сцене. В роли обвиняемых здесь те, кто так или иначе причастен к смерти подследственного Магнитского. В жизни они как ни в чем не бывало продолжают занимать свои должности. А тут их выводят под яркий свет, заставляют оправдываться. И даже ошпаривают кипятком.

Зося Родкевич, участница спектакля: «Их даже жалко, с какой-то стороны. Потому что думаешь: он — часть системы, он не виноват. Но это же ужасно, что люди просто винтики системы. И так не должно быть».

У самой юной участницы проекта Зоси на майке по-английски: «Другая система возможна». Но вот представитель будущего этой самой системы — второкурсница юрфака, из зрителей, заявляет правозащитнику: мораль и федеральный закон не одно и то же.

Екатерина Борзова, зритель: «Меня возмутило то, что некоторые моменты в спектакле не соответствовали закону, и юридически некоторые лица действовали правильно. Например, врач. Клятва Гиппократа, которая закреплена в федеральном законе, не носит обязательного характера».

«Жаль, что наши с факультета не пришли», — добавляет студентка Борзова. «Жаль, что „Час восемнадцать“ играют только в столицах», — сетует правозащитник Рыбаков. А режиссер Угаров признается: «Это единственная постановка, которую он мечтает когда-нибудь исключить из репертуара как морально устаревшую».

Читайте также