«Борис Годунов» на сцене «Метрополитен-Опера»

11.10.2010, 10:08

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Видео программы «Сегодня»

Со знаменитой сцены в Нью-Йорке это произведение звучало не единожды, но в последний раз — 35 лет назад.

Сегодня оперой «Борис Годунов» (в постановке Валерия Гергиева) откроет новый сезон театр «Метрополитен-Опера» (Metropolitan Opera). Со знаменитой сцены в Нью-Йорке это произведение звучало не единожды, но в последний раз — 35 лет назад.

О возвращении к исторической драме Смутного времени — корреспондент НТВ Алексей Веселовский.

Валерий Гергиев завсегдатай в «Метрополитен». Последние годы практически ни один сезон знаменитого нью-йоркского оперного театра не обходится без маэстро. Под его музыкальным руководством здесь ставили «Войну и Мир» Прокофьева, «Мазепу» и «Евгения Онегина» Чайковского, «Пиковую даму», «Хованщину», и теперь — «Годунова».

Постановка оперы «Борис Годунов», написанной русским композитором Модестом Мусоргским, по мнению Гергиева, продолжит популяризацию русской музыки и культуры. Причем не только в США, но и во всем мире. «Метрополитен» собирается транслировать премьеру оперы живьем в 46 странах. Несколько тысяч кинотеатров покажут «Бориса Годунова» в HD качестве.

Валерий Гергиев, художественный руководитель, директор Мариинского театра: «Глубина характеров и трагизм — на это Мусоргский был способен как никто. Так что мы просто работаем уже для тех поколений, кто будет слушать и смотреть этот спектакль. Эта работа адресована тем, кто еще не знает, что такое Борис Годунов. В этом важность новой постановки».

Не обошлось без сложностей. Изначально руководить постановкой должен был немецкий режиссер Петер Штайн, но из-за проволочек с американской визой Штайн отказался. За два месяца до премьеры, когда, казалось, все уже было готово, «Метрополитен-Опера» пришлось спешно искать нового режиссера. В истории театра это всего лишь второй случай за последние 40 лет.

Уговорили Стивена Уодсворта. Он работал в «Ковент Гарден» (Covent Garden), «Ла Скала» (La Scala), в Венской государственной опере. Его «Борис Годунов» поставлен на основе двух версий оперы и длится около пяти часов. Это эпическая постановка, в которой занято больше сотни человек.

Партию царя Бориса исполняет немецкий бас Рене Папе, который учил русский еще подростком в ГДР. В остальных ведущих партиях — солисты Мариинского театра, приглашенные Гергиевым.

Валерий Гергиев: «„Борис Годунов“ здесь как новая премьера. Это, мне кажется, очень важное событие всего музыкального сезона в Нью-Йорке. А если вспомнить „Нос“ Шостаковича, а еще и фестиваль Стравинского, то я в этом году поработал достаточно плотно на укрепление репутации русской музыки. И я могу этим если и не гордиться, то, по крайней мере, удовлетвориться вполне».

Только на сцене «Метрополитен» в течение века «Бориса Годунова» ставили не меньше 30 раз. Гергиев уверен, что нынешняя постановка — событие не разовое и спектакль будут играть долго. Правда, возможно, с другими солистами. По крайней мере, на генеральной репетиции, куда «Метрополитен» с недавних пор стал пускать публику, эту версию «Бориса Годунова» зрители встретили настоящей овацией.

Читайте также