Зловещие свидетельства смерти

06.10.2010, 18:23

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Сегодня в Военно-медицинском музее открывается выставка «Между жизнью и смертью», посвященная Нюрнбергскому процессу.

Сегодня в Военно-медицинском музее открывается выставка «Между жизнью и смертью», посвященная Нюрнбергскому процессу. На ней представлены подлинные вещи из 17 концлагерей. В том числе уникальные зарисовки, которые были сделаны в 1945 году непосредственно на территории мест заключения.

Корреспондент НТВ Дарья Криволапова рассмотрела гнетущие экспонаты.

«Между жизнью и смертью», пожалуй, первая выставка такого масштаба. Ни один российский музей не представлял зрителям столько подлинных предметов, найденных на территории бывших концлагерей. Экспозицию приурочили к 65-й годовщине начала Нюрнбергского процесса. Она рассказывает о тех зверствах, за которые потом и судили нацистов.

Анатолий Будко, руководитель Военно-медицинского музея: «Это подлинная фляга, она была найдена советскими солдатами и передана в комиссию. Естественно, когда она была найдена, ее стали быстро разрезать. Поэтому она имеет неровные края. Вынуты были оттуда записные книжки. Они написаны на идиш».

Записки принадлежат Залману Градовскому. Заключенный Освенцима и служащий зондеркомандо. Работал в крематории. Поэтому и спрятал свои дневники в яме, куда сбрасывали пепел сожженных тел. На протяжении нескольких десятилетий записями Градовского не интересовались. На русский их перевели совсем недавно.

Полное собрание записок Градовского будет издано впервые. В ближайшем будущем эта книга появится в магазинах. Но прочитать ее смогут не все. Говорят, тяжело психологически. Сам Залман Градовский писал: «Я пишу эти строки в момент величайшей опасности и возбуждения. Пусть будущее вынесет нам приговор на основании моих записок. И пусть мир увидит в них хоть каплю того страшного трагического света смерти, в котором мы жили».

Сама атмосфера выставки производит гнетущее впечатление. Почти нет света. На деревянной лавке — манекен ребенка. Сверху капает вода словно слезы. Подсвечивают только экспонаты. В колбе — удобрение, изготовленное из костей узников. Рядом фотографии людей, над которыми проводились опыты.

Анна Волькович, куратор выставки: «В частности, опыты по массовой радиологической, химической и хирургической кастрации, стерилизации и т.д. У нас есть фотографии жертв таких опытов, которые были сделаны в феврале-марте 1945 года. Есть такие немецкие инструменты, какими могли проводиться подобные опыты».

Сегодня есть те, кто пытается оспорить ужасы концлагерей. Утверждая: не было никаких газовых камер и не варили мыло из человеческих останков. Но историки готовы доказать обратное.

Сделать это несложно, когда, например, читаешь письмо одного из заключенных с полным описанием освенцимского крематория №3, сделанным в 44 году, или держишь в руках образец полуфабриката мыла.

Анна Волькович, куратор выставки: «Этот полуфабрикат был обнаружен советскими судебно-медицинскими экспертами на территории Данцигского анатомического института, где проводились опыты по разработке технологии производства такого мыла».

Среди экспонатов много архивных документов. Но в них не только описания преступлений, но и свидетельства безграничного мужества. Воспоминания бывших узников о тех людях, которые, несмотря ни на что, старались спасать людей.

Например, об Ольге Клименко — педиатре детского блока. Сохранились уже послевоенные дневники малолетних заключенных, в которых они благодарят за свою жизнь именно ее.

Читайте также