Петербургские реставраторы возродили церковный шедевр Антонио Ринальди

03.09.2018, 21:06

Видеосюжет: Антон Зыков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Спустя почти 90 лет в церковном павильоне Меншиковского дворца в Ораниенбауме вновь будут проводить службы.

Сегодня после масштабных реставрационных работ, которые вели с конца 2000-х, вновь открыта летняя церковь. Ее закрыли в 1930-м, а в храме разместили мастерские гидрографического отдела Балтийского флота. Вообще же храм создавался как памятник морской воинской славы и был назван в честь святого Пантелеймона.

Открывая церковь после десятилетней реставрации, сотрудники музея-заповедника будто выдыхают. Теперь она выглядит так, какой была несколько веков назад. С лепным декором, резными балюстрадами и уникальным иконостасом.

Ирина Федотова, хранитель экспозиции Большого Меншиковского дворца ГМЗ «Петергоф»: «Ни в Западной Европе, ни в православных иконостасах сцена оплакивания никогда его не завершала. Обычно они завершались распятием. Здесь крест Голгофы вознесен над иконостасом, но под ним фигура снятого с креста Христа, распластанного на коленях Богородицы. Такая сцена делает иконостас уникальным по своей задумке».

Его думали оформить в виде большого изображения на стекле, но решились на самое трудное — воссоздать целиком. По черно-белым фотографиям и архивным описям. И всё это с учетом множества нюансов.

Например, он золочено-серебреный, да и не все иконы были отчетливо видны на кадрах. Исторический алтарь утратили в советское время, когда в просторной церкви уютно себя почувствовали уже не прихожане, а гидрографы Балтийского флота.

Особо внимательные посетители заметят, что далеко не всё здесь отреставрировано, но так задумано. Дело в том, что мастера во время реставрации совершенно случайно обнаружили фрагменты исторической лепнины и позолоты XVIII века, которую создавал еще сам Антонио Ринальди.

Где-то ее осталось даже слишком много. Решили всё оставить, как было, только законсервировали. И если приглядеться, можно увидеть, как старинное золото еще поблескивает на дневном солнце.

Здесь не найти подсвечников, да и сами иконы кажутся непривычными. Но хранители фондов успокаивают: выполнены они в западноевропейской стилистике. К тому же это всё-таки музеефицированная церковь. Что не мешает ее повторно освятить уже после реставрации, передает корреспондент НТВ Антон Зыков.

Читайте также