Художников пустят по миру

25.09.2010, 19:15

Видео программы «Сегодня»

В Берлине набирает обороты противостояние городских властей, банкиров и так называемых сквоттеров — людей, незаконно поселившихся в пустующем здании.

В Берлине набирает обороты противостояние городских властей, банкиров и так называемых сквоттеров — то есть людей, незаконно поселившихся в пустующем здании. Собственно, одно из таких зданий, расположенное в центре города, и стало камнем преткновения.

Бывший универмаг, построенный еще в начале XX века, в течение столетия был то штабом национал-социалистов, то тюрьмой, то складом. Пока два десятилетия назад его не заняли художники, приехавшие в Берлин со всего мира, и превратившие дом в настоящий центр искусства под названием «Тахелес» (Tacheles). Теперь его собираются ликвидировать.

Подробности выяснял корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.

По коридору — выставки, направо — театр, над театром — танцы, под чердаком — жилье, а кино — на крыше. В переводе на юридический «сквот» означало самовольный захват. Но кого волновали юристы тогда, в шальном для города 90-м, когда упала стена и из восточной части Берлина тысячи горожан, оставляя дома и квартиры, побежали на запад, на запах дойчемарок.

В опустевшие и ничейные здания въехали те, кому важнее был запах свободы. Испанский анархист, художник Чуз Параз в дырявой обуви вступил одним из первых в этот коминтерн.

Чуз Параз, художник: «В тот день я пересек соседнюю Фридрихштрассе. По ней как раз проходила граница между Берлином Западным и Восточным. Я повернул за угол и вдруг увидел „Тахелес“. А здесь уже была куча художников из ГДР, Польши, Литвы. Они кричали мне: „Эй, давай сюда! Тут так классно!“»

20 лет кряду здание бывшего универмага в центре Берлина было скорее похоже на гигантскую коммуналку. Здесь они жили, тут творили, там пели, здесь рисовали. Везде курили и пили. Без музейного статуса, без оплаченных счетов за свет и за воду, без таблички у входа, но с дверьми, открытыми настежь для всех.

Только за эти 20 лет вокруг «Тахелеса» вырос целый район дорогих магазинов, офисов, банков, элитных кварталов. Так что «Тахелес» то ли останется последним напоминанием об уходящей эпохе, то ли вместе с нею же и исчезнет.

В июле к любимым всем Берлином артистам и художникам, на чьи чудачества власти годами закрывали глаза, пришли судебные приставы. Оказалось, некий «Нордбанк» (Nordbank) намерен пустить здание «Тахелеса» с молотка, а его обитателей-нелегалов — с шапкой по улице. Тщетно сторонники Бакунина и Маркса в споре с таким хозяйствующим субъектом налегают то на классовую борьбу, то на внеклассное пение.

Чуз Параз: «Все эти коррупционные банки, отмывающие деньги, весь этот капитализм умрет».

Но банкиры поют о своем.

Представитель банка: «Консорциум во главе с „Нордбанком“ лишь предоставил кредиты для приобретения и развития территории новым собственникам, но он за десять с лишним лет даже не подступился к освоению территории и теперь у нас не остается другого варианта, кроме принудительной продажи этой недвижимости с аукциона».

Местные власти не спорят, ведь благодаря художникам «Тахелеса» Берлин, не взяв ни гроша из казны, получил музей, популярнее которого в немецкой столице почти что и нет. Но помочь гордой коммуне, что от города не зависит, город не может.

Андре Шмитц, руководитель отдела культуры мэрии Берлина: «Речь идет о частной коммерческой застройке, которую инвесторы хотят осуществить в самом доходном районе города. Речь идет о миллионных частных владениях».

До аукциона остаются считанные месяцы, и шансов здесь остаться у итальянца Анжело, который прибыл в «Тахелес» последним из художников, почти что никаких. И все-таки он продолжает строить мастерскую.

Анжело Каппо, художник: «Не так уж и просто им будет закрыть нас. Им придется смириться с нашей реальностью, а мы готовы жить в борьбе. Бороться — это ведь и значит жить».

Читайте также