Видео программы «Сегодня»
В Северной Осетии развернулась битва за средневековую башню Козыревых. Потомки этого древнего рода хотят сделать из нее музей. Однако выяснилось, что еще в 90-х башню выкупил местный фермер Таймураз Цаболов. Он оградил территорию заборами и теперь выращивает там фруктовые деревья.
У древнего осетинского рода Козыревых есть собственная средневековая башня, пережившая нашествие кочевников и русской армии времен завоевания Кавказа. Фамильное гнездо в таких передрягах на удивление хорошо сохранилось готовый музей под открытым небом.
Руслан Козырев: «Козыревы собрались и решили: „Давайте сделаем этнографический музей истории“. Надо взяться за историю свою, потому что это было упущено нашими родителями».
Интрига в том, что башню вместе с наделом земли в
Таймураз Цаболов: «Что при Николае I было это другие времена. Я это все купил».
Наследники уже пять лет пытаются договориться с Таймуразом, пригласив в качестве рефери республиканский отдел охраны памятников.
Олег Козырев: «Человек огородил памятник истории и архитектуры в свое владение, то есть он его считает своим. Мы, чтобы попасть сюда, должны просить у него разрешения, это же неправильно».
Начальник отдела охраны памятников Эмилия Агаева лично приехала осмотреть пресловутой забор. Фермер Цаболов, как выяснилось с ее слов, вторгся в охраняемую государством зону.
Эмилия Агаева: «Здесь не только башня Козыревых, но и башня Дзгоевых, которая в более плачевном состоянии находится».
Козыревы, пропадая в архивах, доказали родство со строителями башни и официально получили право аренды и разрешение на реставрацию. Частные инвестиции позволяют сохранить многочисленные памятники средневековья в осетинских горах.
Таймураз Цаболов не про какой сервитут для Козыревых и слышать не хочет, видя в их действиях прямое посягательство на частную собственность. Огород, любовно высаженный на средневековой террасе, он готов защищать до последнего, даже забаррикадировавшись в башне.
В Осетии не принято выносить распри на публику, но дело Козыревых принимает принципиальный оборот. Оппоненты грозят друг другу судом.
Это не первое подобное разбирательство в Северной Осетии. В прошлом году решением суда был снесен частный дом, закрывавший вид на средневековую крепость Дзивгис. Хозяева дома тоже были уверены, что право собственности перевесит федеральный закон о защите памятников истории. В тени остаются те, кто продает частным лицам охраняемую государством землю, и те, кто регистрирует эти сомнительные сделки.
Читайте также
- Личные покои императрицы открыли после реставрации в Екатерининском дворце
- В Оренбурге разгорелся жилищный конфликт
из-за исторического факта - «Эмоции архитектуры»: в Москве открылась иммерсивная
выставка-лабиринт - IX биеннале «Архитектура Петербурга» приоткрыла окно в будущее города
- В Петербурге награждают лауреатов VII Международной премии «Золотой Трезини»
- Суд признал Николаевский дворец в Петербурге федеральной собственностью