Наполеон снова занимает Москву

21.09.2010, 10:10

Видео программы «Сегодня»

В Москве сегодня снова слышны звуки «Марсельезы», под которую почти два века назад, в сентябре 1812-го, Наполеон входил в Кремль.

В Москве сегодня снова слышны звуки «Марсельезы», под которую почти два века назад, в сентябре 1812-го, Наполеон входил в Кремль. Некоторое время — до и после великого пожара — он там квартировал.

И если тогда у московской публики по понятным причинам не было возможности хотя бы одним глазком взглянуть на то, как живет император, то 188 лет спустя, в Год Франции — России, такая возможность появилась. Для этого нужно зайти в Исторический музей рядом с Кремлем. Там развернута, пожалуй, наиболее полная картина жизни Наполеона, которую когда-либо видела музейная Москва.

Корреспондент НТВ Илья Бухтуев — о самых интересных экспонатах.

О картине Давида «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» российские музейщики грезили давно. Лувр с начала 90-х — тогда начались первые переговоры — упрямился и пал, наконец, только сейчас, в год Франции в России. Этот портрет Наполеон заказывал художнику сам и с конкретными указаниями.

Виктор Безотосный, куратор выставки от Государственного исторического музея: «Чтобы он изобразил его спокойным на вздыбленном коне. Вся политика Наполеона по отношению к искусству заключалась в том, чтобы направлять искусство в нужное русло. Нужное для Наполеона».

Придворные художники, по сути, выполняли тогда те же функции, что сегодня пиар-службы политиков. Картины попадали в Лувр — и отважного, справедливого, доброго Наполеона видели тысячи посетителей. Причем некоторые оставались верны полководцу и после того, как он ушел из жизни.

На посмертной бронзовой маске — она снята через 40 часов — нет следов агонии, об этом позаботился личный врач Франческо Антомарки. Бонапарт встретил смерть со спокойным лицом. Копии этой маски, к слову, позже успешно продавались, и даже появились подделки. Признак оригинала — медаль с профилем императора.

Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея: «Не надо все возводить только к меркантильному интересу. Я думаю, что в какой-то степени он создавал великое государство. А великому государству он создавал великий музей».

Так или иначе, но Бонапарт действительно подарил Лувру вторую жизнь после революции и заботился о том, чтобы захваченные в ходе военных кампаний произведения искусства не растаскивались, а попадали в музей.

Условно все предметы на этой выставке можно разделить на две части: вещи, которыми Наполеон пользовался лично при жизни, например, ковер, по которому он ступал, позолоченный трон, на котором он сидел на законодательном собрании; и то, что его окружало — это вещи эпохи, прежде всего, проведения искусства, картины, гобелены, скульптуры и книги, шпаги, складные походные стулья и стол, треуголка (таких Наполеон в среднем заказывал себе по четыре штуки в год, износившиеся отдавал слугам) и походный несессер.

Чемоданчик из красного дерева, куда помещались 92 предмета. Каждая туалетная принадлежность, будь то зубная щетка или миска для бритья, имела свое гнездо.

Изабель Лерой-Жэ-Леместр, куратор выставки от Лувра: «Наполеон и Александр I встречались в 1808 году. Тогда русский император обратил внимание на этот чрезвычайно удобный несессер. Александр I был настолько восхищен этой вещью, что Наполеон решил подарить ее. Я, правда, не знаю, при каких обстоятельствах этот предмет был утерян из коллекции Александра и оказался в Лувре».

Нашлось здесь место и для личных вещей Жозефины. Придворное платье с мантией — отреставрировали совсем недавно — и ботильоны. Сообщается, что нога у Жозефины была чрезвычайно изящна и соответствовала нынешнему 36-му размеру.

Всего в Москву из Лувра прибыло свыше 120 экспонатов, большая часть в России впервые.

Читайте также